История британского танкостроения в межвоенный период и даже в течение всей Второй мировой войны отличалась, если говорить политкорректно, изрядной экстравагантностью — достаточно вспомнить эпос о создании тяжёлого танка TOG-II. Здесь же можно вспомнить, что к сентябрю 1939 года, когда британский Генштаб разработал техзадание для создания новых типов танков, и в Германии, и в СССР уже имелись исключительные по качественным характеристикам модели бронетехники, в частности Pz.IV и Т-34.
Машина, о которой пойдёт речь ниже, пехотный танк Mk.IV «Черчилль», с самого начала была невероятно архаична. Достаточно упомянуть, что в первоначальном проекте башня у танка отсутствовала, а двухфунтовые пушки предполагалось разместить в спонсонах по бортам, спарив их с пулемётами BESA. Гусеницы должны были полностью охватывать корпус для более эффективного преодоления препятствий, а скорость планировалась всего 16 километров в час, на целых два больше, чем у самого скоростного танка Великой войны — «Уиппета»!
Никаких шуток — если взглянуть на фотографии первых «Черчиллей», то по обоим бортам можно увидеть огромные люки для посадки экипажа — на самом деле это ниши для спонсонов, так и не установленных. Справедливости ради надо заметить, что рассматривались и альтернативные способы размещения вооружения — например, пушка в корпусе, подобно французскому B1 bis. Спрашивается: для чего всё это — спонсонное вооружение, гусеницы по всему корпусу и прочие давно отжившие своё ужасы?!
Как и в случае с TOG-II или тяжёлым пятибашенным танком «Индепендент», мы имеем дело с реликтом эпохи Первой мировой и панический страхом перед позиционной войной. Все помнят, как это выглядело с 1914 по 1918 годы — «зависшие» фронты, сотни тысяч жертв при попытке прорыва, продвижение всего на несколько километров при колоссальных потерях? Британские генералы рассчитывали, что в предстоящем конфликте союзникам придётся преодолевать «Линию Зигфрида», а немцам, в свою очередь — «Линию Мажино».
Однако реальность выглядела куда сложнее — в новой мировой войне танк оказался инструментом мгновенного прорыва на глубину и стратегического охвата. Противники Германии и подумать не могли, что тяжёлые «пехотные» танки, предназначенные для проламывания эшелонированных оборонительных позиций, отжили своё, и ныне требуются мобильные быстроходные танки-хищники, поддерживаемые моторизованными дивизиями.
Увы, но «Черчилль» с самого начала был «танком Первой мировой» — разумеется, с поправкой на технические достижения последних двадцати лет. В декабре 1939 года контракты на постройку прототипов были заключены с Вулвичским королевским арсеналом и фирмой «Харленд и Вольф», а первая машина была готова к лету 1940 года — как раз тогда, когда немецкий блицкриг во Франции стал жутковатым фактом.
Прототип А20
Впечатления у военных, которым показали прототип, были, назовём это так, пессимистичные. В варианте без башни проект с номенклатурой А20 выглядел, если позволите так выразиться, устрашающе. Корпус — прямоугольная сварная коробка, с полным охватом гусеницами. Что, впрочем, делало корпус максимально широким и позволяло достаточно свободно размещать узлы и агрегаты, а заодно обеспечивать комфортные условия для работы экипажа... Но двигатель!
Прототип А22
С двигателем возникли немалые проблемы, невзирая даже на то, что с моторостроением в Британии дело обстояло вполне неплохо. Достаточно вспомнить знаменитые авиационные «Роллс-Ройсы», впоследствии устанавливавшиеся и на бронетехнику. Двигатель Meadows DAV не развивал требуемой мощности, нечётко работала трансмиссия, и, что самое неприятное, никаких перспектив по модернизации у них не было, поскольку после установки башни и вооружения масса танка достигла бы тридцати семи с половиной тонн вместо тридцати двух по техзаданию. Предупреждая неизбежные вопросы: да, в соответствии с веяниями времени от спонсонов отказались в пользу башни! Мотор же едва был способен перемещать бронекоробку на гусеницах...
Да, Британия была технологически развитой державой, англичане строили отличные линкоры и самолёты, но вот с танками вышли одни неприятности — к бронетехнике всегда относились как к второстепенному направлению и пасынкам войны. Вскоре инициативу перехватила фирма «Воксхолл Моторс», у которой на складах завалялись 12-цилиндровые автомобильные двигатели мощностью в 350 лошадиных сил, вполне подходящие для нового танка. «Воксхоллу» и передали заказ вместе с двумя неудачными прототипами — дорабатывать, даже невзирая на всеобщую уверенность, что представленный проект танка ужасен, кошмарен и бесперспективен.
Этого требовала катастрофическая военная обстановка. Британия находилась под угрозой немецкого вторжения, а вся боеспособная техника осталась на континенте после эвакуации из Дюнкерка. Защищать Метрополию было решительно нечем. На острове осталось несколько десятков устаревших моделей на учебных полигонах, из музеев извлекли танки времён Первой мировой, обшивались бронёй грузовики и даже частные легковые автомобили! Отчаянное положение – тут пригодится любой агрегат, у которого есть гусеницы и пушка. Пусть даже и безнадёжно архаичный.
Так или иначе, первые «Черчилли» сошли с конвейера в июле 1941 года и сразу же вызвали недовольство военных. Танк страдал от «детских болезней» — постоянно ломалась трансмиссия, наблюдалась утечка горючего, система зажигания не была герметизирована. Дошло до того, что в танковых частях приходилось заниматься импровизированным ремонтом. У «Черчиллей», приданных 147-му Хэмпширскому полку, выходила из строя тяга управления коробкой передач, а заводских специалистов было не дождаться. Дело кончилось тем, что офицеры полка скинулись из своего жалования и купили в автомобильном магазине американского «Форда» полуоси вместо штатных тяг, подходящие для установки на танк. И попутно выяснили, что они более прочны и надежны...
Первый "Черчилль" с трёхфунтовой пушкой в лобовом бронелисте
Теперь представьте, как немецкие танкисты за свой счёт покупают запчасти для техники у «Даймлер-Бенц» или «Опеля». Впрочем, надо отметить, что производители оказались честными людьми. Инженерный корпус фирмы «Воксхолл» разослал по военным частям открытое письмо, в котором говорилось:
"Мы знаем, что не все механизмы и агрегаты танка будут работать как положено. Все недостатки будут устранены, как только в нашем распоряжении появятся необходимые материалы и новые узлы. Пожалуйста, не делайте неверных заключений из нашего искреннего признания своих ошибок. Танк Mk IV — хорошая машина. Проблемы, возникшие в ходе его испытаний, не являются нормой. Ненормально то, что мы не устранили их прежде чем начать серийное производство."
У инженеров было и более серьёзное оправдание — в условиях войны мгновенно создать какой-никакой, а новый и полностью работоспособный танк почти невозможно. Пусть даже и «полный недостатков», по словам премьер-министра Уинстона Черчилля — легенда гласит, будто сэр Уинстон, впервые увидев «Черчилль» на Бовингтонском полигоне, остался очень расстроен и заметил: «У танка, названного моим именем, недостатков больше, чем у меня самого!». Однако в действительности вошедшее во все учебники истории изречение последовало в результате доклада Военного министерства — в течение полугода ремонту и переоборудованию новыми узлами и агрегатами в той или иной степени подверглись 1000 из 1200 единиц только что выпущенных танков!
К 1942 году, когда положение несколько выправилось и Британия больше не стояла перед угрозой германского десанта, было принято решение отправить танки «Черчилль» куда-нибудь повоевать. Первый же боевой опыт этих машин оказался не просто провальным, а катастрофическим...
Дьеппская конфузия
...Это была, пожалуй, самая странная операция Второй мировой войны, не имевшая никакого тактического и оперативного смысла. Ничего более бестолкового нельзя упомнить ни на одном театре военных действий. Нигде — на Восточном фронте, в Африке, на Тихом океане. Однако есть возражение: апофеозом идиотизма является операция «Коттедж», случившаяся ровно год спустя — когда американский десант на брошенном японцами острове Кыска перестрелял сам себя, плюс американцы ухитрились едва не потопить собственный эсминец.
До сих пор не утихают споры: а каковы были цели самоубийственного десанта британцев в Дьеппе, вошедшего в историю как операция «Юбилей»? Отчего возникла столь острая необходимость бросать лучшие, наиболее подготовленные британские спецвойска фактически на верную смерть? Поговаривают, виновата политика — внутриполитическая обстановка в Великобритании в 1942 году сложилась явно не в пользу правительства Уинстона Черчилля. В британском обществе царили пораженческие настроения, и было отчего: на Дальнем Востоке японцы фактически потопили весь флот владычицы морей, который там дислоцировался, и в итоге захватили Сингапур. В Ливии африканский корпус Роммеля продолжал теснить и периодически громить 8-ю английскую армию, загоняя её обратно в Египет.
Сплошные поражения! Англии требовалась красивая и значимая победа, способная всколыхнуть всё британское общество и укрепить пошатнувшийся авторитет действующей власти. К сожалению, данные соображения и стали определяющим фактором для проведения «Юбилея» А в качестве дополнения следовало показать Сталину на практике, что открыть Второй фронт в 1942 году невозможно.
Выгрузка "Черчилля" из десантного транспорта
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Можно возразить: десантная операция, не имеющая никакой практической цели? Так не бывает! Бросить на полностью контролируемое противником побережье шесть с лишним тысяч человек личного состава, новейшие танки, часть флота? Очень хорошо, давайте ознакомимся с директивой британского Генштаба:
"Непосредственной целью операции является завладение и удержание порта Дьепп в течение времени, достаточного для того, чтобы можно было собрать сведения от военнопленных и оценить реакцию неприятеля, а также разрушить прибрежные оборонительные сооружения, портовые здания и другие объекты".
Затем предполагалось эвакуироваться под прикрытием авиации и при поддержке с моря. Хорошо, допустим. Обычно подобные десанты проводятся силами спецназа — быстрый ошеломляющий налёт, нанесение максимального ущерба, стремительное отступление. Но при чем здесь танки? Особенно такие медленные и неповоротливые, как «Черчилль»? Не проще ли было задействовать машины полегче и поманёвреннее? Например — «Тетрархи», уже имевшиеся на вооружении британской армии?
Стоит напомнить, что «Черчилль» — так называемый «пехотный танк». В соответствии с британской доктриной применения бронетехники, он обязан прорывать укреплённые позиции и сопровождать пехоту. Боевая задача танкистам была поставлена следующая: поддержка огнём и манёвром высадившихся пехотинцев Эссекского шотландского полка и Королевского полка лёгкой пехоты Гамильтона, причём зона высадки была определена в черте города: на каменистом пляже Дьеппа.
Танки в городе? — спросите вы. А мы поставим вопрос более жёстко: танки в средневековом городе?! С узенькими кривыми улочками! Где и легковой автомобиль-то не всегда пройдёт! «Черчилль» тем временем был длиной почти 7,5 метров и шириной 3,5 метра. Но условия городского боя — это ещё полбеды! Пляж, находившийся между двумя вдававшимся в океан молами, был отделён от Дьеппа бетонной дамбой, преодолеть которую без помощи сапёров тяжёлые танки не могли. Вдобавок место высадки находилось под перекрёстным огнём артиллерии и пулемётов. Выезды с пляжа завалены баррикадами.
Раненые канадские десантники. За ними – "Черчилль", который больше никуда никогда не поедет. На заднем плане догорает десантный транспорт
Говоря откровенно, сотрудников разведки, подготавливавших десант, следовало бы расстрелять. Планировалось, что дамбу и баррикады взорвут сапёры, но и они, и пехотинцы сразу после начала высадки понесли такие потери, что выполнить свою задачу в полном объёме не смогли. В итоге почти три десятка танков застряли на берегу и начали отстреливаться с места, но подавить огневые точки немцев не получалось: двух- и шестифунтовые пушки в башнях «Черчиллей» не имели запаса фугасов, а трёхфунтовая гаубица в передней части корпуса имела слишком маленький угол возвышения: мешала дамба!
План командования выглядел так: всего в операции «Юбилей» было задействовано пятьдесят восемь танков, транспортировавшихся на десантных баржах. Первая волна — девять «Черчиллей», вторая — двенадцать, третья — шестнадцать, последняя и замыкающая — все остальные машины. Один из кораблей третьей волны затонул вместе с шестью танками. Ещё два «Черчилля» утонули сами, поскольку вошли в воду слишком далеко от берега. Несколько машин порвали гусеницы об острые камни. Наконец, погиб командир соединения, полковник Эндрюс, находившийся в одном из утопленных танков: он сумел выбраться из люка, доплыл до берега, но был застрелен немцами...
Кажется, это и должно называться словом «катастрофа», но в реальности дело обстояло значительно хуже, если таковое вообще возможно. Уцелевшие сапёры попытались помочь танкам подняться на дамбу, уложили фашины. По разным данным, не то тринадцать, не то пятнадцать исправных «Черчиллей» выехали на городскую набережную и примыкавший к ней бульвар. Немедленно стало ясно, что улицы, ведущие вглубь города, загорожены бетонными противотанковыми надолбами. Сапёры ничего не могли поделать из-за заградительного огня немцев, уничтожить надолбы попытались танки, стреляя по ним шестифунтовыми бронебойными снарядами, но тоже безрезультатно. В этот момент противник успел подтащить 37-миллиметровые противотанковые пушки. Усиленную броню «Черчиллей» они не брали, но нескольким танкам перебили гусеницы и обездвижили.
Дьепп. Финал
Немцы осматривают брошенный танк полка Калгари канадской армии – один из немногих, добравшихся до города
Это далеко не все потери. В общей сложности «Юбилей» обошёлся в 3367 убитых или захваченных в плен канадских пехотинцев, 275 британских коммандос, 28 танков уничтожены или захвачены, потоплены эсминец, три десятка десантных барж, убиты полтысячи моряков, сбито 106 английских самолётов. Немецкая сторона потеряла около пятисот человек убитыми, 48 самолётов и береговую батарею. Счёт явно не в пользу Британии.
Когда всё закончилось, Уинстон Черчилль заявил в парламенте, будто командование желало провести «разведку боем». Выявить сильные и слабые стороны противника. Дело о Дьеппской катастрофе быстро замяли, никто не был наказан. В свою очередь, немцы получили в свои руки трофейные танки, считавшиеся в Великобритании «новейшими». Уцелевшие в Дьеппе машины доставили в Германию, на полигон Куммерсдорф. Показали рейхсминистру вооружений и боеприпасов Альберту Шпееру, отличному специалисту в своей области. Вердикт был однозначен: «Если это новый танк, то я боюсь себе представить, каковы у англичан танки устаревшие...»
Рейхсминистр вооружений Альберт Шпеер (второй слева, стоит на земле рядом с танкистом) осматривает захваченные "Черчилли"
Служба захваченных «Черчиллей» у немцев ограничилась испытаниями и учебными подразделениями — несмотря на то, что вермахт обычно охотно использовал трофейную технику, от их использования в боевой обстановке категорически отказались: броня хорошая, но мобильность и вооружение из рук вон плохи. Есть невнятные данные о том, что захваченные в Дьеппе «Черчилли» якобы применялись в обороне Берлина в 1945 году, но фотографий или документов не сохранилось.
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
"Черчилль" на службе в панцерваффе. В девичестве машину звали Blondie и её командиром был капрал Джордан
..В любом случае, британские десантники и танкисты выполнили свой долг до конца. И внесли вклад в общую победу. Жаль только, что те, кто оправил их на верную гибель, уже никогда за это не ответят.
Тем не менее, Infantry Tank Mk.IV «Churchill» прошёл долгий боевой путь и воевал на многих фронтах. Последнее боевое применение устаревших, архаичных и страшненьких «Черчиллей» относится к 1951 году и Корейской войне, окончательно машина ушла в прошлое в год смерти бывшего премьера — послевоенную сапёрную модификацию Mk IV сняли с вооружения в 1965 году. Черчилль-человек и «Черчилль»-танк покинули этот мир одновременно.
Источник - warspot.ru
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Описывая особенности необычной машины, созданной еще в 1950-годах, The National Interest отмечает, что по некоторым параметрам она может потягаться с современными танками и даже превзойти их.
"Основная пушка Объекта 279 - 130 миллиметров. Орудие считается большим даже по современным стандартам. Для сравнения, американский танк M1 Abrams имеет 120-миллиметровую пушку", - говорится в публикации.
Издание отмечает "поразительные возможности" Объекта 279, конструкторы которого сделали акцент на проходимость. Танк, в частности, имел четыре гусеницы, позволявшие снизить давление на грунт и обеспечить движение даже в условиях весенней распутицы. А дизельный двигатель мощностью 1000 лошадиных сил давал машине возможность развивать скорость до 55 километров в час.
"Что действительно отличает Объект 279, так это броня", - подчеркивает The National Interest. Она была способна выдерживать попадание противотанковых снарядов и помогала экипажу выжить при применении ядерного оружия.
"Объект 279 выглядел почти как летающая тарелка. У него был большой наклонный бронированный корпус в форме диска. Броня имела переменную толщину, но ее максимальная толщина составляла 270 миллиметров", - говорится в публикации. Башня, кстати, была защищена еще лучше. Толщина башенной брони составляла более 300 миллиметров.
При этом большой вес и особая форма корпуса Объекта 279 предотвращали переворачивание танка при воздействии ударной волны от ядерного взрыва.
Объект 279 — советский тяжёлый танк, разработанный в 1957 году в Ленинграде конструкторским бюро во главе с Ж. Я. Котиным. Ведущим конструктором проекта являлся Л. С. Троянов. Танк предназначался для прорыва подготовленной обороны противника и действий на труднопроходимых для обычных танков участках местности.
Танк был спроектирован по классической схеме общей компоновки. Оригинальные конструктивные решения позволили получить наименьший заброневой объём (11,47 м³) среди всех тяжёлых танков. Его корпус имел литую криволинейную форму с тонколистовыми противокумулятивными экранами, дополняя его обводы до вытянутого эллипсоида.
Корпус танка был сварен из четырёх крупных литых броневых элементов криволинейной формы. Толщина лобовой брони корпуса более чем в два раза превышала аналогичный показатель корпуса танка Т-10М и составляла 269 мм. Верхняя лобовая деталь с максимальной толщиной 192 мм была наклонена под углом 60° от вертикали, а бортовые детали толщиной 182 мм — под углом 45°. Максимальная толщина литой башни сферической формы по всему её периметру составляла 305 мм при угле наклона 30°. Снаружи корпус танка и борта башни имели несъёмные тонколистовые противокумулятивные экраны, дополняющие их обводы до вытянутого эллипсоида. Принятая схема бронирования обеспечивала надёжную защиту лобовой части танка и его бортов от 122-мм бронебойного и 90-мм кумулятивного снарядов на всех дальностях стрельбы.
Вооружение состояло из 130-мм пушки М-65 и спаренного с ней 14,5-мм пулемёта КПВТ. Пушка имела систему продувки канала ствола сжатым воздухом. В боевом отделении были размещены двухплоскостной стабилизатор «Гроза», оптический прицел-дальномер ТПД-2С, ночной прицел ТПН и механизированная укладка снарядов и зарядов с электромеханическим досылателем. Боекомплект пушки состоял из 24 выстрелов раздельно-гильзового заряжания.
В танке устанавливался 16-цилиндровый Н-образный четырёхтактный дизельный двигатель ДГ-1000 (950 л. с.) или 2ДГ-8М (1000 л. с.) с горизонтальным расположением цилиндров и эжекционной системой охлаждения. Однопоточная гидромеханическая трансмиссия включала двухреакторную комплексную гидропередачу, планетарную коробку передач с тремя степенями свободы и двухступенчатые ПМП. Для изменения скорости движения танка использовались три передачи переднего хода, при этом переключение двух высших передач было автоматизировано.
В ходовой части применялась нерегулируемая гидропневматическая подвеска и ленточный четырёхгусеничный движитель. В состав двигателя входили 4 гусеничные ленты с закрытым металлическим шарниром, 4 ведущих колеса, 4 направляющих колеса, 24 опорных катка малого диаметра и 12 поддерживающих катков. Подобными по системе жидкостной подвески Объекту 279 являются японский танк Type 74 и шведский Stridsvagn 103.
Ходовая часть была смонтирована на двух продольных пустотелых балках, которые выполняли роль топливных баков. Конструкция гусеничного движителя обеспечивала высокую проходимость по глубокому снегу и заболоченной местности. Она исключала посадку танка на днище при преодолении вертикальных препятствий (надолбы, пни, ежи). Среднее давление на грунт составляло всего 0,6 кгс/см², то есть приближалось к аналогичному параметру лёгкого танка. Это был уникальный образец тяжёлого танка повышенной проходимости.
Благодаря оригинальным техническим решениям ходовая часть этого 60-тонного танка была даже на 0,5 т легче, чем у танка Т-10М. Однако конструкция ходовой части была сложной в эксплуатации и ремонте в полевых условиях, ограничивала возможность уменьшения высоты танка при дальнейшей модернизации и имела большие потери мощности в гусеничном движителе, особенно при движении в распутицу. Ещё одним серьёзным недостатком четырёхгусеничной ходовой части являлось сопротивление повороту, в 12 раз превосходящее величину для аналогичного танка, выполненного по классической схеме.
Танк оснащался системами ПАЗ, ППО, ТДА, ОПВТ и системой обогрева боевого отделения. Экипаж состоял из четырёх человек.
В конце 1959 года был построен опытный образец, сборка ещё двух танков не была завершена.
Единственный экземпляр уникального танка Объект 279 сегодня экспонируется в Бронетанковом музее в Кубинке. В архиве Минобороны РФ остались уникальные киносъёмки ходовых испытаний данного танка.
Источник - wikipedia.org/
Из других источников
Танк имел классическую компоновку, однако проблемы защищенности и проходимости были решены здесь весьма нестандартно.
Корпус имел литую криволинейную форму с тонколистовыми противокумулятивными экранами, которые прикрывали корпус спереди и по бортам, дополняя его обводы до вытянутого эллипсоида. Башня литая, сферической формы, также с тонколистовыми экранами. Толщина лобовой брони корпуса достигала 269 мм, а башни - 305 мм.
Вооружение состояло из 130-мм пушки М-65 и спаренного с ней 14,5-мм пулемета КПВТ. Пушка снабжалась полуавтоматическим механизмом заряжания, механизированной боеукладкой, двухплоскостным стабилизатором вооружения "Гроза", стереоскопическим прицелом-дальномером ТПД-2С, полуавтоматической системой наведения. Танк был оснащен полным комплектом инфракрасных приборов ночного видения. Боекомплект пушки состоял из 24 выстрелов, пулемета - из 300 патронов.
Силовая установка танка- 16-цилиндровый четырехтактный Н-образный дизель ДГ-1000 мощностью 950 л.с. при 2500 об/мин или 2ДГ-8М мощностью 1000 л.с. при 2400 об/мин., с горизонтальным расположением цилиндров.
Трансмиссия включала комплексный гидротрансформатор и трехступенчатую планетарную коробку передач.
Изюминкой танка была ходовая часть - четыре гусеничных движителя, размещенных под днищем корпуса. С каждого борта находился блок из двух гусеничных движителей, в каждый из которых входили шесть сдвоенных необрезиненных опорных катков и три поддерживающих ролика, ведущее колесо заднего расположения. Подвеска гидропневматическая.
Подобная конструкция ходовой части обеспечивала машине фактическое отсутствие клиренса.
Экипаж танка состоял из четырех человек, трое из которых - командир, наводчик и заряжающий - располагались в башне. Место механика-водителя находилось в передней части корпуса по центру, здесь же имелся свой люк для посадки в машину.
Из всех разработанных одновременно с ним танков объект 279 отличался наименьшим забронированным объемом - 11,47 м3, имея при этом очень сложный бронированный корпус. Конструкция ходовой части делала невозможной посадку машины на днище, обеспечивала высокую проходимость по глубокому снегу и заболоченной местности. Вместе с тем ходовая часть была очень сложной по конструкции и в эксплуатации, не давала возможности снизить высоту танка.
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
В 1956 году Никита Сергеевич Хрущев дал поручение конструкторам начать работы над проектом уникального танка, которому были не страшны ни атомный взрыв, ни радиационное заражение экипажа, ни химические, ни биологические атаки. Проект получил артикул 279.
Броня крепка на 300 миллиметров
И такой тяжелый танк массой в 60 тонн был спроектирован к 1957 году в СКБ-2 Кировского завода Ленинграда (КЗЛ) под руководством главного конструктора генерал-майора Жозефа Яковлевича Котина. Его тут же и справедливо назвали атомным. Причем, львиную долю его веса составляла броня, местами доходившая до 305 миллиметров. Именно поэтому внутреннее пространство для экипажа было гораздо меньшим, чем у тяжелых танков аналогичной массы.
Атомный танк воплощал в себе новую тактику ведения Третьей мировой войны и более «вегетарианскую» эпоху, когда человеческая жизнь хоть чего-то стоила. Именно заботой об экипаже этой бронемашины были продиктованы некоторые тактико-технические данные этого танка. Например, в случае необходимости, герметически закрывающиеся люк башни и казенная часть орудия исключали попадания во внутреннее пространство машины даже пылинки, не говоря уже о радиоактивных газах и химических средствах заражения. Исключалась для танкистов и бактериологическая опасность.
Так, даже борта корпуса были защищены почти в два раза более толстой броней, чем немецкие «Тигры». Она доходила на 279-м до 182 мм. Лобовая броня корпуса вообще имела невиданную толщину — от 258 до 269 мм. Это превышало параметры даже такого циклопической немецкой разработки Третьего рейха, как тяжелейший монстр в истории танкостроения, словно в шутку названный его разработчиком Фердинандом Порше Maus («Мышь»). При массе машины в 189 тонн ее лобовая броня составляла 200 мм. Тогда как у атомного танка она прикрывалась просто непробиваемой 305-миллиметровой высоколегированной сталью. Причем, корпус советского чудо-танка имел форму черепашьего панциря — стреляй, не стреляй, а снаряды просто соскальзывали с нее и летели дальше. Кроме того, корпус гиганта был прикрыт еще и противокумулятивными экранами.
Эх, снарядов маловато!
Такая конфигурация была выбрана ведущим конструктором СКБ-2 КЗЛ Львом Сергеевичем Трояновым неслучайно: ведь танк не просто был назван атомным — он был предназначен для ведения боевых действий непосредственно вблизи ядерного взрыва. Причем, практически плоский корпус исключал опрокидывание машины даже под воздействием чудовищной ударной волны. Броня танка выдерживала лобовое попадание в него даже 90-миллиметрового кумулятивного снаряда, а также выстрел с близкого расстояния бронебойным зарядом из 122-миллиметровой пушки. И не только в лоб — такие попадания выдерживал и борт.
Кстати, для такого тяжеловеса он имел весьма недурную скорость по шоссе — 55 км/час. А будучи неуязвимым, сам железный богатырь мог доставить противнику массу неприятностей: его орудие имело калибр 130 мм., и с легкостью прошибало любую существующую на тот момент броню. Правда, запас снарядов наводил на пессимистические размышления — их в танке по инструкции размещалось всего лишь 24. В распоряжении четырех членов экипажа, кроме орудия, был еще и крупнокалиберный пулемет.
Еще одной особенностью Проекта 279 стали его гусеницы — их было аж четыре. Другими словами, атомный танк в принципе не мог застрять — даже на полном бездорожье, благодаря еще и низкому удельному давлению на грунт. И с успехом преодолевал и грязь, и глубокий снег, и даже противотанковые ежи и надолбы. На испытаниях в 1959 году в присутствии представителей ВПК и Минобороны военным понравилось все, особенно толщина брони атомного танка и его полная защищенность от всего. Но вот боекомплект поверг генералов в уныние. Не впечатлила их и сложность в эксплуатации ходовой части, а также предельно низкая способность маневрировать.
И от проекта отказались. Танк так и остался изготовленным в одном-единственном экземпляре, который сегодня экспонируется в Кубинке — в Бронетанковом музее. А два других недостроенных опытных образца пошли на переплавку.
Летающий танк
Еще одной экзотической разработкой наших военных инженеров стал А-40 или, как его еще называли, «КТ» («Крылья танка»). В соответствии с альтернативным названием, он мог даже… летать. Проектировать «КТ» (а именно речь идет о планере для отечественного Т-60) начали еще 75 лет назад — в 1941 году. Для того, чтобы танк поднять в воздух, к нему крепился планер, который затем брался на буксир тяжелым бомбардировщиком ТБ-3. Додумался до такого нестандартного решения не кто иной, как Олег Константинович Антонов, трудившийся тогда в Планерном управлении главным инженером при Наркомате авиационной промышленности.
Понятно, что при весе почти в восемь тонн (вместе с планером) танк, оснащенный крыльями, мог лететь за бомбардировщиком со скоростью всего 130 км/час. Тем не менее, главное, чему его хотели научить, — приземляться в нужном месте, заранее отцепившись от БТ-3. Планировалось, что после приземления два члена экипажа снимут с Т-60 все ставшее ненужным летное «обмундирование» и будут готовы к боевым действиям, имея в своем распоряжении орудие калибра 20 мм и пулемет. Доставлять Т-60 должны были окруженным частям РККА или партизанам, а также такой способ транспортировки хотели использовать для экстренной переброски машин на нужные участки фронта.
Испытания летающего танка прошли в августе-сентябре 1942 года. Увы, но, в силу малой скорости, планер только-только держался на высоте сорока метров над землей из-за плохой обтекаемости и своей довольно солидной массы. Шла война, и в то время подобные прожекты были не ко двору. Приветствовались лишь те разработки, которые могли стать боевыми машинами в самое ближайшее время.
По этой причине проект свернули. Это произошло феврале 1943 года, когда Олег Антонов работал уже в КБ Александра Сергеевича Яковлева — его заместителем. Другим немаловажным моментом, из-за которого прекратили работы по А-40, стало условие транспортировки вместе с танком его боекомплекта — этот вопрос так и остался открытым. Летающий танк также был изготовлен всего в одном экземпляре. Но и он не был единственным проектом наших конструкторов. Таких разработок были десятки, если не сотни. Благо талантливых инженеров в нашей стране всегда хватало.
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Приветствую тебя гость! Что-бы иметь более широкий доступ на сайте и скачивать файлы, советуем вам зарегистрироваться, или войти на сайт как пользователь это займет менее двух минут.Авторизация на сайте