Дата: Воскресенье, 26.09.2021, 11:10 | Сообщение # 16
Гадский Админ
Администрация
Сообщений: 2572
Статус: Offline
Как липовый герой ползал в ногах у варваров и целовал им ноги
Справка: В июле 1995 года США и их союзники по НАТО наносили по Боснии (территория Республики Сербской) массированные удары с воздуха. В ходе воздушных налетов разрушению подверглись в основном гражданские объекты. Югославская газета «Вечерние новости» привела следующие данные: самолеты США предприняли 2318 воздушных атак, Англии – 326, Франции – 284, Нидерландов – 198, Испании – 121, Турции – 70, Германии – 59, Италии – 35.
Незадолго до этого пилот ВВС США Скотт О’Грейди из 555-й истребительной эскадрильи выполнял очередной полет над Северной Боснией на своем F-16C, патрулируя запретную для югославских самолетов зону. Неожиданно под самым истребителем взорвалась зенитная ракета, развалив самолет на части. Однако американский летчик остался цел и катапультировался над боснийской территорией.
Ведущий звена видел уничтожение одного из своих самолетов, но о судьбе О’Грейди командование НАТО первоначально ничего не знало. На следующий же день сербские военные заявили официальным представителям Запада, что сбитый летчик находится у них.
В один из июльских дней мы, пятеро русских добровольцев, добирались на попутных машинах до города Пале. На одном из постов военной полиции узнали, что в вагончике у югославов находится сбитый американский летчик.
Пилот сидел за столом и с аппетитом поглощал содержимое армейского котелка. Его комбинезон был весь в грязи и болотной тине, лицо искусано комарами и сильно опухло. Увидев нас, американец бросил есть и, обращаясь к нам, о чем-то быстро заговорил. Один из наших ребят довольно сносно владел английским. Оказывается, пилот пытался объяснить причины своего нахождения здесь. Рассказал обстоятельства, при которых он был сбит югославскими средствами ПВО. Катапультировавшись из разваливающегося самолета, летчик опустился на парашюте в болото и… едва не утонул в трясине. Удача окончательно отвернулась, когда ночью на него напали полчища комаров. Потом пошел дождь, и он сильно замерз.
Почему, имея в кармане спички, он не развел костер, мы так и не поняли. В довершение всех бед американец умудрился подвернуть ногу. Побродив по лесу, сбитый пилот наконец вышел на дорогу и, увидев первую, проезжающую мимо машину, поднял руки и сдался.
Сейчас летчик сбивчиво и быстро говорил о том, как любит сербов и вообще славян. По его словам: США ведут несправедливую войну, и поэтому он не хотел воевать, но его заставили. «Клинтон фашист! – выкрикивал американец. – Это он послал меня бомбить!»
Через некоторое время, к вагончику военной полиции, подошла машина, чтобы отвезти пилота в штаб. «Пора!» – сказал старший поста. Все дружно поднялись. Один из сербов поправил сползший с плеча ремень автомата и подтолкнул американца к выходу.
Янки понял эти движения по-своему. Видимо решив, что сейчас его выведут на расстрел, он издал душераздирающий вопль. Повалившись на пол, рыдая, обхватил серба за ноги. Причитал что-то о своих детях и жене, попытался поцеловать ботинки, как ему показалось, своего будущего «палача». Сербы предприняли все, чтобы успокоить американца, но тщетно. У летчика началась настоящая истерика. Все кончилось тем, что сербы потеряли терпение. Схватив обмякшего от ужаса вояку за ноги, выволокли на улицу и швырнули в машину.
Через неделю мы узнали о том, что сербы вернули летчика американцам.
Прошло еще какое-то время. Эпизод встречи со сбитым пилотом стал забываться, когда вдруг… включив вечером телевизор, увидели на экране старого знакомого. Каким он был теперь! Новенькая парадная форма, орлиный взгляд, мужественное выражение лица, гордая осанка.
В Белом доме Клинтон вручал воздушному асу орден, а голос за кадром называл его настоящим героем и примером для всей Америки.
После награждения наш «герой» давал интервью многочисленным журналистам: подробно рассказывал, как его сбили подлые сербы. Из его повествования можно было понять, как умело уходил он от преследования. Скрываясь в лесу, сбивал собак со следа, используя различные индейские хитрости, которым научился еще в детстве, в отряде скаутов. Все это время он не выключал радиомаяк. По его словам, на третьи сутки сербы все-таки настигли его, но тут прилетели вертолеты с американской морской пехотой…
Подводя итог под своим монологом, герой Америки заявил: «Сербы – примитивные дикари и варвары». Исходя из этого вывода, призвал президента США не церемониться с теми, «кто стоит на пути мировой цивилизации…»
Я смотрел и слушал. Вспоминал, как совсем недавно этот «герой» ползал в ногах у «варваров» и целовал им ботинки. Да, видно, туговато стало в Америке с настоящими – простыми, скромными и, главное, не «липовыми» – героями.
Фото из архива сержанта Корпуса морской пехоты США Дейва Гартена, опубликовано в ряде западных изданий. Если верить подписи под снимком, то: «капитана ВВС США Скотта О’Грейди… спасли американские морские пехотинцы от голода, обезвоживания организма, гипотермии и сербских снарядов и пуль».
Источник: Михаил Горымов. Журнал «Солдат удачи» 9(60)1999
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Дата: Воскресенье, 26.09.2021, 11:17 | Сообщение # 17
Гадский Админ
Администрация
Сообщений: 2572
Статус: Offline
Из истории...
Уголовное дело против миротворцев
Миротворцев ООН, ставших свидетелями геноцида, власти Хорватии пытаются привлечь к судебной ответственности...
Согласно международному законодательству, миротворцы ООН не могут быть привлечены к судебной ответственности за действия, совершеннные ими в рамках исполнения своих служебных обязанностей, не только властями за рубежом, но и у себя в собственной стране. Сколько бы времени ни прошло с момента инкриминируемых им действий.
Однако иногда власти отдельных стран пытаются нарушить это незыблемое международное правило в угоду политической коньюнктуре.
Расстрельные дневники
Против двух бывших офицеров Генштаба возбуждено за рубежом уголовное дело
Громким и скандальным обещает быть дело - неожиданный отзвук давней югославской войны. Вновь выплыли на свет военные тайны, казалось бы надежно похороненные бомбежками и взрывами.
Хорватия обвиняет наших офицеров, служивших тогда в миссии военных наблюдателей ООН, в умышленном сокрытии или уничтожении секретных документов той поры. Речь идет об одном из белых пятен в драматичной истории Балкан - операции "Шторм" против сербского населения, которую многие эксперты оценивают как военное преступление. Не случайно прокуратура Гаагского трибунала уже более двух лет требует от Хорватии выдачи документов по "Шторму". В том числе так называемых "артиллерийских дневников" - планов огневой подготовки и поддержки операции с перечнем целей. Эти материалы могли бы пролить свет на то, как мощь артиллерийского огня обрушилась на головы мирных сербских жителей. Но они необъяснимым образом исчезли бесследно.
Почему сейчас Хорватия возбудила уголовное дело против двух бывших старших офицеров российского Генштаба и английского генерала, служивших в миссии военных наблюдателей ООН? Полковника Александра Чернецкого, подполковника Виктора Тарусина и генерала Питера Вильямса обвиняют в том, что 15 лет назад они якобы незаконно проникли на территорию Сербской Краины, выкрали так называемые "артиллерийские дневники". После чего, уверяют хорваты, все следы документов теряются. Вывод делается однозначный: виноваты в этом - конечно русские.
За неожиданным уголовным делом спрятана интрига и большая политика. Хорватию не пускают в Евросоюз из-за отсутствия у руководства государства доброй воли в сотрудничестве с международным трибуналом. В Гааге скоро возобновятся слушания по военным преступлениям - против хорватских генералов Анте Готовины, Ивана Чермака и Младена Маркача по обвинению их в геноциде населения Сербской Краины. И вот хорватские юристы, похоже, придумали ответный ход - направили международное поручение в Интерпол с просьбой разыскать и допросить бывших наблюдателей ООН.
Выполняя поручение Интерпола, в Самаре в милицию вызывали для объяснений Александра Чернецкого. В Москву, в центральный офис российского Интерпола приехал Виктор Тарусин. Он дал международным полицейским показания о реальных событиях 15-летней давности.
Тогда, в августе 1995 года, хорватские вооруженные силы под командованием генерала Анте Готовины провели ту самую операцию "Шторм". С территории Сербской Краины было изгнано практически все сербское население: по разным оценкам - от 150 до 250 тысяч человек. Вырезались и сжигались целые деревни, городские кварталы. Все сербское мужское население в возрасте от 16 до 60 лет было объявлено "военными преступниками". В задачу миссии военных наблюдателей как раз и входила фиксация преступлений против мирного населения.
В сентябре 1995 года старший военный наблюдатель ООН в секторе Юг поставил задачу Чернецкому - выдвинуться в район боснийского Грахово, чтобы понять, насколько город разрушен и какие войска действуют вокруг него. При подъезде к Грахово патруль наблюдателей был остановлен хорватской военной полицией, въезжать в город запретили. Чернецкий принял решение ехать по горным проселочным дорогам. В горах он с напарником сначала наткнулся на брошенный командный пункт хорватской армии, а чуть позже на оставленное расположение артиллерийского дивизиона. Наблюдатели обнаружили военное имущество, продовольственный склад, а также оперативную документацию на командном пункте. Это были карты с грифом "секретно", схема организации оперативной группы, таблицы позывных должностных лиц и многое другое. Там же был найден план огневой подготовки и поддержки операции "Шторм". Но самое главное, на плане были нанесены и таблицы выполнения огня. Мы приводим эти данные, чтобы показать: "артдневники" - это не выдумка Чернецкого, который рассказал о них Гаагскому трибуналу.
По словам Виктора Тарусина, документы, которые обнаружил полковник Чернецкий, были официально включены в архив миссии ООН в Загребе.
Как вспоминает Александр Чернецкий, до начала операции "Шторм" район практически ежедневно патрулировался военными наблюдателями ООН. И в нем никогда не отмечалось наличия тяжелой техники и вооружения. А на картах хорваты обозначили несуществующие военные цели на месте жилых домов, школ, больниц и церквей. Их-то и накрыли плотным артогнем. По словам Чернецкого, он тогда и пришел к выводу, что хорватское командование умышленно планировало удары по гражданскому населению. О своих наблюдениях Чернецкий доложил в штаб миссии, туда же передал и найденные артиллерийские документы, подтверждающие эту догадку.
Понятно, что в пропаже дневников, проливающих свет на военные преступления против сербского населения, были заинтересованы только в Хорватии.
- По моему мнению, следы документов нужно искать в Загребе. Там же, где и остатки компьютеров, похищенных из гуманитарной миссии ООН в январе 1996 года, - рассказал бывший военный наблюдатель, подполковник Виктор Тарусин.
По его словам, не секрет, что штаб миссии ООН работал под постоянным наблюдением спецслужб Хорватии и практически весь технический персонал от переводчиц до уборщиц был при "погонах".
- Например, в моем кабинете регулярно ломался телефон, и местный телефонный мастер был частым гостем, ковыряясь в распределительном щитке, - вспоминает Тарусин. - А чего стоила наша постоянная уборщица, мывшая полы и чистившая корзины для бумаг, - она свободно говорила на немецком, английском и испанском и отлично разбиралась в оперативных картах.
Обвинения хорватских юристов вызвали неподдельное удивление и у генерала Питера Вильямса - бывшего заместителя главы миссии военных наблюдателей ООН в Югославии.
Тем временем
По информации от очевидцев тех событий, архив долгое время оставался в Загребе, в бывшем расположении штаба военных наблюдателей ООН, и контролировался хорватским персоналом. Уже к середине 1996 года в нем отсутствовали файлы по cектору Юг за период, относящийся к операции "Шторм". В том же 1996 году из штаба ООН в центре Загреба была совершена кража нескольких компьютеров из офиса группы мониторинга нарушений прав человека. Если предположить, что "артиллерийские дневники" были действительно уничтожены, то нетронутыми остаются архивы вооруженных сил Хорватии, где хранятся планы и других подразделений, участвовавших в "Шторме". Правда, раскрывать их, похоже, никто не собирается. Хорватская сторона пока не требует выдачи российских офицеров, но есть данные, что при въезде в эту страну их, скорее всего, арестуют.
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Дата: Воскресенье, 26.09.2021, 11:22 | Сообщение # 18
Гадский Админ
Администрация
Сообщений: 2572
Статус: Offline
Норвежский фильм о Сребренице и гонения на режиссера
Норвежский режиссер и независимый журналист Ола Флум недавно шокировал "политкорректную" часть общественности, когда по местному телевидению был показан его документальный фильм о Сребренице. Но Сербия не проявила желания купить этот фильм, да и в сербских средствах массовой информации об этом фильме не написано ни слова. Флум снял документальный фильм с целью разоблачить лживую информацию, сфабрикованную СМИ про боевые действия в бывшей Югославии.
За свою творческую карьеру Флум снял уже около 30 документальных фильмом, путешествуя по Африке, США и России, но самый большой резонанс имел именно этот, балканский фильм. Показания иностранных военных на «временной работе» в охваченной войной Югославии, как и снимки, в которых видно как Младич входит в пустую Сребреницу, рушат утвердившиеся табу о «невооруженном» войске Алии Изетбеговича и 8000 «убитых» мирных граждан.
Этот документальный фильм в двух частях («Город, которым можно пожертвовать» и «Следы из Сараево») уже всколыхнул норвежскую общественность, а мусульмане, которые участвовали в работе над фильмом, позже - после угроз расправы - дистанцировались от фильма и участия в нем.
Одной из немногих, кто осмелился публично выступить в защиту Оле Флума, была профессор Зорица Митич, которая в течение многих лет настойчиво защищала правду о сербском народе, что, как она говорит, в интересах же норвежского народа, обреченного Новым Мировым Порядком верить в ложь, без права на сомнения.
«В каждой войне первой умирает правда и первые убийцы – это СМИ. Они создают заказные картины происходящего еще до того, как происходят срежиссированные события, с целью вызвать предсказуемую реакцию. Поэтому и важно анализировать военные действия спустя много времени, так как их можно рассматривать в более широкой перспективе происходящих в мире событий и благодаря этому увидеть новые нюансы». Флум провел такой анализ и сделал это, предоставив слово боснийским мусульманам.
Мусульмане в Боснии не единодушны в своем восприятии войны, и те, кто был в Сребренице, чувствуют себя преданными своим же руководством. Именно это и показано в документальном фильме, над которым режиссер работал целых десять лет в сотрудничестве с Дэвидом Хебдитом из Би-Би-Си и двумя мусульманскими журналистами.
"Многие люди думают о Сребренице как о новом Холокосте в Европе, где было убито 8000 человек. На самом деле это было гораздо более всеобъемлющее и сложное военное событие. Показано, что Младич ведет себя как генерал, который хочет взять под контроль данный район, город оставлен и около 15 000 человек бежали через сербские районы к мусульманской линии. Никто не знает, сколько из них были вооружены… Все это выглядит как экстремальная хаотичная ситуация, а не спланированная этническая чистка», - говорит режиссер фильма Ола Флум.
О свидетелях событий Ола говорит следующее: «Мы работали практически только с мусульманскими источниками. Выжившие рассказали нам, что они чувствовали себя преданными своим руководством в его игре с территориями. Из этих показаний ясно видно, что мусульманские лидеры были готовы пожертвовать Сребреницей».
В фильме показано, что есть документы, свидетельствующие о том, что мусульманские террористы – моджахеды из Афганистана и Аль-Каида - приехали в Боснию с оружием и бойцами, как часть процесса создания современной Аль-Каиды.
«В фильме об этом свидетельствуют источники американской разведслужбы, которые подтверждают, что США способствовали контрабанде оружия мусульманской армии в демилитаризованной зоне, в том числе и вблизи норвежской базы ООН в Тузле, недалеко от Сребреницы. Такие поставки оружия ставили под угрозу жизнь норвежских солдат, потому что сербские силы - видя о каких грязных играх идет речь – реагировали артиллерийским обстрелом позиций ООН. Во время одной из таких атак был убит норвежский военнослужащий», - говорит Флум.
У режиссера была возможность рассказать об еще одной лжи американской ПР-фирмы «Рудер Финн» Бернара Кушнера, запустившей фальсифицированную историю о сербских смертных концентрационных лагерях, которые впоследствии оказались центрами по обмену пленными, что сам Алия Изетбегович и подтвердил...
Относительно роли лауреата Нобелевской премии Мартти Ахтисаари, Ола Флум напоминает, что он был лишь марионеткой США, НАТО и ЕС, сыграв «решающую роль» в прекращении конфликта в Косово в 1999, в Индонезии в 2005, Ираке и Северной Ирландии. Когда в 2005 году Кофи Аннан выбрал Ахтисаари в качестве специального посланника в процессе по статусу Косово, еще не было известно то, что сейчас раскрыто - что весь процесс был подготовкой к отделению Косово от Сербии.
Журналист прокомментировал статью Грегори Элиха, директора компании «Рисерч инститьют» в Ясеноваце, который в работе «Как была получена Нобелевская премия», вспоминает, как Ахтисаари угрожал бомбардировками Белграда, в которых бы погибло полмиллиона человек всего за одну неделю, и пришел к выводу, что: «война в Косово была ничем иным, как жестокой резней сербов».
Норвежские СМИ о фильме Оли Флума
Замалчивание правды о Сребренице и преследование Оли Флума происходят под руководством Аге Бохгревника из Норвежского Хельсинкского комитета, который еще с 1990 года отстаивал идею унитарной Боснии и Герцеговины и независимого Косово. К охоте на режиссера подключился и Свен Алкалай, который «строго осуждает» показ этого фильма, где режиссер «надругался над мусульманскими жертвами». Теперь на Олу нападают и из Совета телерадиовещания Норвегии и Высшего журналистского комитета по свободе СМИ. Скоро режиссеру придется им доказывать, что он не нарушил стандарты свободы слова и СМИ в Норвегии.
Между тем, это Хельсинский комитет и норвежская пресса сами должны ответить, почему в последние 20 лет они нарушали элементарные стандарты права на свободу информации в Норвегии, пропуская лишь тенденциозную полуинформацию и произвольную интерпретацию исторических процессов, как и сербофобскую пропаганду с намеренными фактическими ошибками и ложью.
Поскольку сербы в Сербии не имели возможность посмотреть этот фильм, а сербское правительство спокойно наблюдает, как сербские заложники в Гаагском трибунале ждут решения, написанного Вашингтоном, бошняцкая (боснийских мусульман) пропаганда активизируется. Бошняцкие лобби из Норвегии, организовали несколько групп, которые отслеживают прессу и моментально реагируют на материалы, направленные против них. Эти группы настойчиво требуют от норвежского парламента, чтобы он принял резолюцию по Сребренице, а специальная группа работает над новым иском против Оли Флума.
Может быть, это звучит невероятно, но Сербия отказалась покупать фильм Флума, хотя он был принят во многих европейских странах.
Перевод сайта right-world.net
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
После отделения четырех республик от СФРЮ встал вопрос международно-правового признания двух оставшихся республик — Сербии и Черногории. Арбитражная комиссия(1) 7 декабря 1991 г. выразила «Мнение № 1», согласно которому «существование или не существование одного государства — вопрос фактического состояния». А поскольку Словения, Хорватия, Македония, Босния и Герцеговина (БиГ) «выразили волю к независимости», а состав и работа основных органов федерации «не отвечают более критериям совместного участия и представительства, свойственным федеративному государству», то «Арбитражная комиссия считает, что СФРЮ находится в процессе распада» и «республики должны решить проблемы государственной преемственности» (72, С. 96).
Мнение Арбитражной комиссии существенно повлияло на позицию ООН. Резолюция № 777 от 19 сентября 1992 г. констатировала, что «государство, ранее известное как Социалистическая Федеративная Республика Югославия, прекратило свое существование» (1), поэтому «Союзная Республика Югославия (Сербия и Черногория) не может автоматически продолжать членство бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии в Организации Объединенных Наций» Совет Безопасности рекомендовал Генеральной Ассамблее «принять решение о том, что Союзной Республике Югославии (Сербия и Черногория) следует подать заявление о приеме в члены Организации Объединенных Наций и что она не будет участвовать в работе Генеральной Ассамблеи» (1). Югославия была лишена права участия в работе ГА ООН, согласно резолюции 47/1 от 22 сентября 1992 г., исключена из работы ряда международных организаций, в том числе ОБСЕ. Приостановка деятельности Югославии в ООН была временной мерой, однако и сегодня правовой статус Югославии в ООН не разрешен. Заместитель Генерального секретаря по правовым вопросам распространил в качестве документа Ассамблеи (А/47/485) письмо, согласно которому резолюция 47/1 Ассамблеи не прекращает и не приостанавливает членство Югославии в ООН (20).
Между тем, ООН стала основной организацией, которая взяла на себя ношу выполнения миротворческой миссии на территории бывшей Югославии — в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Македонии и частично в СРЮ. Поэтому контакты руководства СРЮ с ООН продолжались, хотя в заседаниях Ассамблеи Югославия участия не принимала. Югославия добросовестно соблюдала все свои международные обязательства по Уставу Организации Объединенных Наций, делала все возможное, чтобы выполнять условия, вытекающие из принятых Советом Безопасности резолюций. Целью сотрудничества руководства страны с ООН было снятие санкций с Югославии. Президент Югославии Добрица Чосич подчеркивал, что «санкции в виде эмбарго, введенные в отношении Союзной Республики Югославии в соответствии с главой VII Устава Организации Объединенных Наций, наиболее серьезно сказались на ни в чем не повинном населении. Это в особой мере касается гуманитарной области» (28). Из всех стоящих перед страной задач Д. Чосич считал приоритетной «исполнить требования Совета Безопасности и освободить страну от санкций и изоляции». Для этого он намечал активное сотрудничество «со всеми мировыми факторами — ООН, Европейским сообществом, СБСЕ в установлении мира и нормализации отношений между народами и государствами бывшей Югославии и Балкан» (54).
Организация Объединенных Наций имеет солидный опыт проведения миротворческих операций, она начала и развивала свою деятельность как ключевой институт по поддержанию мира и безопасности на планете. С 1948 г. в 27 операциях участвовало более 750 тыс. военнослужащих, полицейских, гражданских сотрудников в операциях по поддержанию мира — в Ливане, Конго, Йемене, Мозамбике и т. д. Операции по поддержанию мира учреждаются Советом Безопасности ООН с согласия стран, вовлеченных в конфликт. Войска ООН вооружены легким оружием, а военные наблюдатели не вооружены. Войска ООН могут применять силу в ограниченных масштабах и в исключительных случаях для самообороны. Так было до Югославии.
26 ноября 1991 г. правительство Югославии в письме на имя Председателя Совета Безопасности обратилось с просьбой о проведении в стране операции по поддержанию мира (23). Резолюция № 721 (27 ноября 1991 г.) обязала руководство ООН незамедлительно рассмотреть возможность такой операции при условии соблюдения соглашения о прекращении огня от 23 ноября 1991 г. и одобрила контакты Генерального секретаря и его личного посланника с югославскими сторонами, с тем чтобы Генеральный секретарь смог представить Совету Безопасности рекомендации, в том числе по данному вопросу. Резолюция 727 от 8 января 1992 г. ООН направила в Югославию группу офицеров связи численностью до 50 человек в целях содействия прекращению огня. Машина ООН начала разрабатывать концепцию операции в Югославии.
В декабре 1991 г. Сайрус Вэнс разработал специальный план миротворческих операций ООН в Югославии, который включал в себя наиболее общие принципы использования «голубых касок» на территории Хорватии для обеспечения защиты местного населения от угрозы вооруженного нападения. Для этого Сайрус Вэнс предлагал определить в Хорватии «районы, защищаемые ООН» (РООН), которые будут демилитаризированы и в которых населению будет обеспечена защита от угрозы вооруженного нападения. Прежде всего, это должны быть территории с большинством сербского населения, где шли ожесточенные бои. Сайрус Вэнс определил три таких района — Восточную Славонию, Западную Славонию и Краину. Миротворческая операция должна была иметь временный мандат только для того, чтобы создать «условия для мира и обеспечить безопасность, необходимую для переговоров о всеохватывающем решении югославского кризиса» (24). С планом должны согласиться все субъекты конфликта и обеспечить миротворцам необходимую помощь. Страны-члены ООН добровольно посылают в Югославию своих представителей. Верховное командование осуществляет Генеральный секретарь ООН, а не правительства соответствующих стран. Непосредственно в Югославии миротворческой операцией должно руководить гражданское лицо, напрямую ответственное перед Генеральным секретарем ООН.
Этот план был одобрен ООН, принят 31 декабря 1991 г. Президиумом СФРЮ. В специальном заявлении С. Милошевича подчеркивалось, что в результате реализации мирного плана ООН будет обеспечена «полная защита территории Сербской Краины... В Сербской Краине граждане смогут почувствовать себя в безопасности и свободно решать свою будущую судьбу» (71). В Югославию направилась группа военных и гражданских лиц для подготовки прихода «голубых касок». Б. Бутрос-Гали начал готовить миротворческую миссию, названную «Силы ООН по охране» (UNPROFOR(2) или по-русски СООНО), что было закреплено Резолюциями № 743 от 21 февраля 1992 г. и 749 от 7 апреля 1992 г. (73, С. 25). Первый мандат был выдан миссии сроком на 12 месяцев. В докладе Генерального секретаря подчеркивалось, что в Хорватии произошло разделение функций между ООН и ЕС. Европейское сообщество продолжало выполнять функции по установлению мира в Югославии в целом, в то время как ООН получила мандат на поддержание мира только в Хорватии (25). Однако с началом военных действий в БиГ миссии ЕС покинули эту республику. Все последующие резолюции СБ расширяли и уточняли полномочия и функции голубых касок.
В конце января — начале февраля 1992 г. Президиум СФРЮ одобрил мирный план Сайруса Вэнса о направлении в Хорватию миротворческих сил. С. Милошевич сумел добиться также поддержки плана ООН со стороны сербов Республики Сербской Краины (РСК). Препятствий приходу голубых касок не было. Размещение сил СООНО в Хорватии началось в апреле 1992 г. Резолюция № 749 предписывала «санкционировать полное развертывание СООНО в кратчайшие возможные сроки» (35). Первым представителем ГС в Югославии был назначен Сайрус Вэнс. По состоянию на 24 апреля 1992 г. численность СООНО составляла 8332 человека, в том числе 7 975 военнослужащих. Штаб первоначально находился в Сараеве, венный персонал которого составлял 350 человек (26, С. 1). Тогда еще город рассматривался в качестве нейтрального места, не затронутого войной. Существовала также надежда на то, что присутствие СООНО в Боснии и Герцеговине окажется стабилизирующим фактором в условиях роста напряженности в стране. В связи с началом военных действий в БиГ, в связи с тем, что въезд и выезд из города был затруднены, не функционировал регулярно аэропорт, перестрелки подвергали опасности персонал СООНО, штаб-квартира Сил была переведена сначала в Белград, а затем в Загреб.
Миротворческую операцию в Хорватии и БиГ осуществляли представители 36 стран, люди говорили на 19 языках (60, С. 3).
Первоначально планировалось, что голубые каски составят около 10 тыс. человек, но их численность постоянно росла. В 1995 г. она составила около 42 тыс. человек (75, С. 47). Силы ООН были расквартированы в Хорватии, позже — в Боснии и Герцеговине, Македонии, часть администрации и военных находилась в Белграде (68 человек).
Силы миротворцев состояли из следующих подразделений (69; 75, С. 47): Военные (38 305 в сентябре 1994 г., 38 599 в 1995 г.). пехотные войска (соответственно 37 676 и 37 915), которые планировалось использовать для патрулирования во всех секторах, обеспечения контрольно-пропускных пунктов и пунктов наблюдения, а также связи со сторонами конфликта; военные наблюдатели (629 и 684), в задачу которых входило осуществление патрульных выходов в районы «с целью способствовать ослаблению напряженности..., поддерживать связь со всеми сторонами, проводить расследования и оказывать добрые услуги в целях преодоления трудностей..., осуществлять контроль за выводом Югославской народной армии из Хорватии» (26, С. 2). Позже к этим задачам прибавился контроль за тяжелой техникой всех сторон конфликта в БиГ. Гражданская полиция (643 и 803). Гражданские службы (4 051 в 1994 г., включая пункты 4 и 5). Администрация. Служба информации.
Кроме того, существовали и силы поддержки, которые занимались разминированием объектов и дорог, установлением связи, размещением персонала, его медицинским обслуживанием и т. д. Всего в 1994 г. на территории бывшей Югославии было размещено 43 тысячи «голубых касок», включая военный и гражданский персонал.
В течение 1992 г. мандат СООНО был расширен: в него были включены функции контроля в некоторых других районах Хорватии (розовых зонах), контроль за перемещением гражданских лиц в районах, охраняемых силами ООН (РОООН) и осуществление таможенных функций на границах РОООН с другими государствами, а также контроль над демилитаризацией Превлакского полуострова и над Перучской плотиной, расположенной в одной из «розовых зон». Кроме того, СООНО контролировали осуществление Соглашения о прекращении огня, подписанного правительством Хорватии и местными сербскими властями в марте 1994 г. вслед за вспышками вооруженных столкновений в январе и сентябре 1993 г.
В июне 1992 г. по мере распространения конфликта на территорию Боснии и Герцеговины мандат СООНО и его полномочия были распространены на соседнюю республику, чтобы обеспечить безопасность и функционирование аэропорта Сараево, а также доставку гуманитарной помощи в этот город и близлежащие районы. В сентябре 1992 г. мандат СООНО был еще больше расширен — необходима была защита конвоев Международного комитета Красного Креста и помощь в доставке гуманитарных грузов в Боснию и Герцеговину. Кроме того, Силы контролировали зоны, свободные от полетов, запрещая все военные рейсы в Боснию и Герцеговину и «зоны безопасности» ООН, учрежденные Советом Безопасности вокруг пяти боснийских городов и Сараево. В декабре 1992 г. СООНО были развернуты в Македонии для контроля событий в приграничных районах. После принятия Резолюции № 871 (октябрь 1993 г.), продлевающей мандат СООНО, военная структура СООНО подверглась реорганизации. В результате ее стали образовывать три подчиненных командования: СООНО (Хорватия) под командованием генерал-майора А. Тайеба (Иордания) со штабом в Загребе, СООНО (Босния и Герцеговина) под командованием генерал-лейтенанта Майкла Роуза (Великобритания) со штаб-квартирой в Киселяке и СООНО (Македония) под командованием бригадного генерала Трюгве Теллефсена (Норвегия) со штабом в Скопье. Эти три командующих подчинялись Командующему Силами, который, наряду с гражданским и административным компонентами действовал под общим руководством Специального представителя Генерального секретаря ООН (15, С. 3).
31 марта 1995 г. Совет Безопасности принял резолюции № 981 (по Хорватии), 982 (по Боснии) и 983 (по Македонии), которые продлевали мандат миротворческих сил на 8 месяцев и осуществляли реструктуризацию СООНО, заменив их тремя отдельными, но взаимосвязанными операциями по поддержанию мира. СБ продлил мандат СООНО в Боснии и Герцеговине, в Македонии СООНО переименовал в Силы превентивного развертывания ООН (СПРОООН), в Хорватии учредил Операцию ООН по восстановлению доверия (ОООНВД). Их общий штаб под названием «Штаб Миротворческих сил ООН» остался в Загребе. Каждая из трех операций возглавлялась гражданским главой миссии и имела своего военного командующего. Общее командование и контроль за тремя операциями осуществлялись Специальным представителем Генерального секретаря ООН и Командующим Силами Организации Объединенных Наций в регионе (8, С. 61).
Общая сумма расходов миротворческой операции на территории бывшей Югославии с 12 января 1992 г. по март 1996 г. составила 4 616 725 556 долл. США (8, С. 62).
Войсковые подразделения свою миссию выполняли в униформе своей национальной армии, отличительным знаком был голубой берет или каска, а также нарукавная повязка с эмблемой ООН. Солдаты ООН, оснащенные легким стрелковым оружием, открывать огонь имели право только в случае прямого нападения. Гражданские полицейские и военные наблюдатели оружия не имели.
Главный штаб СООНО находился в Загребе. В Боснии и Герцеговине операцией руководил штаб в Сараеве, который ежедневно информировал Загреб о ситуации на всей территории БиГ. В Загребе в штабе в сентябре 1994 г. работало около 1,5 тысяч человек (69). В Загреб стекалась информация со всех уголков Боснии, Македонии, Сербии и Хорватии. Все службы ежедневно готовили отчеты по своей линии, которые обобщались и систематизировались. Загреб в свою очередь постоянно информировал ООН в Нью-Йорке, готовил отчеты о положении в каждом подразделении и миссии в целом.
Согласно официальным источникам СООНО, в сентябре-ноябре 1993 г., на территориях под контролем мусульман и хорватов произошло 307 инцидентов с представителями миротворческих сил (из них в мусульманских районах — 214). К таким инцидентам относились вооруженные нападения, захват гуманитарной помощи, задержка или возвращение конвоя. В сербских районах было только 38 инцидентов, при чем без вооруженных нападений и разворовывания гуманитарной помощи. Кроме того, отмечено 56 случаев на границах анклавов, когда невозможно было определить виновного (58, С. 2). Миссия СООНО в Хорватии
Приход «голубых касок» во многом завершил долгий и мучительный процесс военного противоборства, политического бескомпромиссного противостояния. Однако долгожданный мир оставил для сербов открытыми целый ряд вопросов, среди которых — определение границ между Республикой Сербской Краиной, Сербией и Хорватией, перспективный статус сербских областей, присутствие хорватской администрации на территории под защитой международных сил. Но в центре стояла проблема взаимоотношения РСК с Хорватией. Хорватия считала эти территории своими и обязалась перед мировым сообществом предоставить жителям этих территорий определенные права. Сербия, проявив гибкость, считала, что в условиях войны этот вопрос решить не удастся и необходим мораторий и на эти земли, и на эти проблемы. Сербия полностью согласилась с предложением Сайруса Вэнса о специальном статусе Краины как переходном решении, о необходимости политического диалога представителей Хорватии и РСК. Народ Краины, провозгласив 19 декабря 1991 г. Республику Сербскую Краину, рассчитывал приобрести международное признание, независимость и право самим определять, в каком государстве жить. Скупщина Краины приняла постановление, согласно которому на территории РСК будет действовать Конституция Югославии, что должно было обеспечить функционирование правовой системы в Краине. Впоследствии путем мирных переговоров республика надеялась войти в состав Югославии. Председатель республики Горан Хаджич считал, что никогда больше в РСК не будет развиваться хорватский флаг: «Так решил этот народ, и так будет». Как один из возможных в республике обсуждался вариант создания в Хорватии двух республик — хорватской и сербской.
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Функции СООНО в Хорватии определялись резолюциями СБ ООН. Мандат Организации Объединенных Наций в Хорватии основывается главным образом на следующих резолюциях Совета Безопасности: резолюции 743 (1992) от 21 февраля 1992 года об учреждении СООНО в соответствии с планом по поддержанию мира (S/23280, приложение III), касающимся хорватских районов, охраняемых Организацией Объединенных Наций (РОООН); резолюция 762 (1992) от 30 июня 1992 года об учреждении совместной комиссии для надзора за процессом постепенного возвращения «розовых зон» под контроль хорватских властей; резолюции 769 (1992) от 7 августа 1992 года, предусматривающей установление СООНО пограничного контроля в международных пунктах пересечения границы в направлении РОООН; резолюции 779 (1992) от 6 октября 1992 года, в которой речь идет о Превлакском полуострове и одобрено взятие СООНО под контроль плотины Перуча; резолюции 802 (1993) от 25 января 1993 года, содержащей призыв к прекращению огня и других мерах в связи с хорватским вооруженным нападением 22 января 1993 года; резолюции 807 (1993) от 19 февраля 1993 года, предусматривающей дополнительные меры в связи с событиями 22 января продление мандата СООНО до 31 марта 1993 года; резолюции 815 (1993) от 30 марта 1993 года, в соответствии с которой мандат СООНО был продлен еще на один временный срок до 30 июня 1993 года. Генеральный секретарь регулярно представлял Совету доклады о прогрессе, достигнутом СООНО в отношении этих основных резолюций. Миссия была создана в качестве промежуточного механизма для создания в Хорватии условий мира и безопасности, необходимых для проведения переговоров по всеобъемлющему урегулированию югославского кризиса. В плане по поддержанию мира в Хорватии предусматривался вывод войск Югославской народной армии и демилитаризация РОООН, возвращение беженцев, восстановление полицейских сил; рассматривались также смежные вопросы, касающиеся планируемого процесса нормализации.
Три обозначенные в плане С. Вэнса района, охраняемых ООН, были разделены на 4 сектора: «Север», «Юг», «Восток», «Запад». Всего в Хорватии было размещено около 15 тыс. миротворцев.
Сектор «Север» (Бания, Кордун, т. е. северная часть Краины) покрывал территорию в 2 100 кв. км., был развернут в апреле 1992 г. Там были размещены батальоны из Дании, Польши и Нигерии, которые приступили к своим обязанностям 2 июля. Штаб сектора располагался в местечке Топуско, некогда прекрасной здравнице общеюгославского значения. Всего в 1994 г. в секторе было 4 045 миротворцев, из них 3 607 военных, 67 военных наблюдателей 170 полицейских (69).
В секторе «Юг» (южная часть Краины) в апреле 1992 г. были полностью развернуты батальоны из Франции и Чехословакии общей численностью 1 505 человек. В мае прибыл кенийский батальон, позже — иорданский. СООНО в секторе приступил к своим обязанностям 2 июля. Штаб сектора располагался в городе Книн, столице никем не признанной Республики Сербской Краины. Всего в секторе в 1994 г. было размещено 4 348 миротворцев, из них 3 898 военных, 84 военных наблюдателя, 140 полицейских (69).
В секторе «Запад» в апреле 1992 г. был развернут канадский пехотный батальон, численностью 1 373 человека. Ожидалось также прибытие военных из Аргентины, Непала и Иордании (26, С. 1). 20 июня 1992 г. СООНО приступил к выполнению своих обязанностей в секторе. Штаб располагался в городке Дарувар, печально известном по антисербским гонениям еще в 1991 г. В 1994 г. в секторе было размещено 3 100 миротворцев, из которых 2 786 военных, 30 военных наблюдателей, 198 полицейских (69).
В секторе «Восток», который охватывал Восточную Славонию и Баранью, в апреле 1992 г. военный компонент СООНО составлял 1 293 человека, и включал в себя два батальона — из России и Бельгии. В полном объеме к выполнению своих обязанностей батальоны приступили 15 мая. По численности миротворцев сектор был самым малочисленным. В 1994 г. здесь служило 1 860 человек, из них 1 518 военных, 28 военных наблюдателей, 136 полицейских (69). Штаб сектора располагался в городе Эрдут. Бельгийский батальон в составе 700 человек, размещавшийся на севере сектора, установил на границе разделения сил 9 контрольно-пропускных пунктов, а русский батальон в составе 858 человек, — 62.
Летом 1992 г. перед секторами СООНО в Хорватии стояли следующие конкретные задачи: разъединить хорватскую и сербскую стороны силами «голубых касок», поставленных по линии разграничения; установить и поставить под свой контроль все пропускные пункты на главных дорогах, ведущих в РОООН, не допускать проникновения военных формирований через эти пропускные пункты, а также жителей, которые там не проживают; ликвидировать нарушения договора о прекращении огня с использованием тяжелого оружия, в частности, артиллерии и танков; демилитаризировать РОООН; наблюдать за отводом обеими сторонами тяжелого вооружения на расстояние 30 км от линии конфронтации и сдачей его под контроль миротворческих сил, выводом Югославской народной армии из всех секторов, отводом от линии фронта подразделений Хорватской армии, демобилизацией сил территориальной обороны и военизированной милиции; пресекать массовое изгнание мирных жителей из своих домов; предотвращать переброску через границы оружия, боеприпасов и других материалов военного назначения в сектора под охраной ООН. При возникновении столкновений «голубые каски» должны были встать между враждующими сторонами. Военные наблюдатели должны наблюдать за процессом демилитаризации указанных районов, отмечать рост напряженности в соседних с зонами районах, фиксировать случаи столкновений или проявления враждебности, концентрации тяжелого вооружения.
Основная посылка, лежавшая в основе плана по поддержанию мира в то время, заключалась в том, что он будет иметь временный характер — действовать лишь до достижения всеобъемлющего политического урегулирования. Предполагалось, что переговоры будут проводиться в рамках Конференции Европейского сообщества по Югославии под председательством лорда Каррингтона. Один из принципов этой Конференции заключался в отказе от одностороннего изменения границ (S/23169, пункт 21). Поэтому с гипотетической точки зрения, как полагал Б. Бутрос-Гали, существовала возможность урегулирования проблемы между Республикой Хорватией и сербским населением, проживающим в РОООН и «розовых зонах», путем согласованной корректировки границ. Однако в ходе переговоров по вопросу о плане по поддержанию мира руководство СООНО никогда не упоминало такую возможность, наоборот, указывало, что единственной основой для урегулирования является признание хорватского суверенитета в обмен на гарантирование прав краинских сербов как меньшинства. Сербы никогда не соглашались с этой позицией и не скрывали своей решимости добиться независимости от Хорватии (34).
С принятием Хорватии в Организацию Объединенных Наций в мае 1992 года руководителям ООН «стало совершенно ясно, что урегулирования следует добиваться без изменения международно признанных границ этого государства». Это было четко подчеркнуто, когда Совет Безопасности в пункте 5 своей резолюции 815 (1993) постановил, что он поддерживает «Сопредседателей Координационного комитета Международной конференции по бывшей Югославии в их усилиях по содействию определению будущего статуса тех территорий, входящих в районы, охраняемые Организацией Объединенных Наций (РОООН), которые являются составной частью территории Республики Хорватии...» (34). После принятия этой резолюции, которая, по мнению сербов, предрешала результат политических переговоров, сербские власти стали еще больше противиться какому бы то ни было диалогу. Совет Безопасности официально разъяснил, что международное сообщество не будет рассматривать притязания местных сербских властей на признание в качестве суверенного образования (так называемой «Республики Сербская Краина»). Стремление сербов к суверенитету в значительной степени определило их отношение к присутствию СООНО и положениям плана по поддержанию мира. Их отказ осуществить демилитаризацию был продиктован страхом насильственного поглощения Хорватией. Это понимали руководители и ООН, и СООНО (34).
В июле 1992 г. Генеральный секретарь ООН уже отмечал определенные успехи в осуществлении задач СООНО в Хорватии (31, С. 9). Потребовались упорство, мужество и профессионализм для развертывания миротворческих сил в условиях продолжающихся боевых действий, для создания зоны разведения среди минных полей, для построения наблюдательных контрольно-пропускных пунктов на условной границе при полном отсутствии соответствующей инфраструктуры. Постепенно задачи СООНО расширялись. Дополнительные задачи заключались в следующем: осуществление контроля за немедленным выводом из «розовых зон» хорватской армии, сербских сил территориальной обороны и любых нерегулярных формирований; осуществление надзора за восстановлением власти хорватской полиции и воссозданием подразделений местной полиции пропорционально той демографической структуре, которая существовала в этих районах до начала конфликта; наблюдение за поддержанием правопорядка; дальнейшее хранение тяжелой техники подразделений ЮНА; развертывание сил вдоль линии конфронтации и в «розовых зонах»; создание совместной комиссии для осуществления надзора за процессом восстановления власти хорватского правительства в «розовых зонах».
Осуществление задач миротворцев столкнулось с серьезными противоречиями в трактовке сторонами роли СООНО на этой территории. Сербы, используя защиту СООНО, продолжали строительство собственного государства. Подразделения СООНО в секторах помогали сербам в налаживании мирной жизни — раздавали бензин во время посевной, помогали с лекарствами, сотрудничали по хозяйственным вопросам. Это не могло не вызвать тревогу у официальных хорватских властей, понимавших, что интеграция этих областей в Хорватию может затянуться. Поэтому правительство Хорватии настаивало на скорейшем воссоединении этих территорий с Хорватией в соответствии с ее международно признанными границами и на возвращении хорватских беженцев и перемещенных лиц в свои дома в районах, охраняемых ООН. Для осуществления этих целей Хорватия использовала все возможные способы, включая военные.
Дипломатические методы правительства Хорватии включали в себя письма Генеральному секретарю, заявления и обращения в Совет безопасности с просьбой изменить содержание мандата СООНО. В 1993 и 1994 гг. Хорватия пыталась активно повлиять на решение вопроса, поднимая в средствах массовой информации кампанию против продления мандата «голубым каскам». В Загребе штабу миротворцев никогда не давали забыть о тяжелой судьбе Хорватии, о «сербском агрессоре», об обездоленных беженцах. Вокруг штаба выросла «стена жалости» из кирпичей, на каждом из которых было написано имя погибшего или пропавшего на войне хорвата. На ней и около нее постоянно горели скорбные свечи. Около ворот штаба часто митинговали женщины в черном. Особенно активными (с помощью правительства) были беженцы. Они проводили многочисленные пикеты, устраивали многодневные блокады на дорогах, ведущих в сектора, постоянно обращались с петициями к руководству СООНО.
Используя мирное время для наращивания вооруженных сил, Хорватия не только угрожала вооруженным вторжением на территорию, охраняемую ООН, но и осуществляла свои угрозы. В январе 1993 г. хорватская армия напала на территорию РСК в районе моста у Масленицы. Хорватское наступление сопровождалось массированным использованием артиллерийского огня и привело к большим разрушениям и гибели местных жителей. Были потери и среди миротворцев — двое военнослужащих погибли, четверо получили ранения. Б. Бутрос-Гали в своем докладе отмечал, что «первоначальный успех СООНО по размещению тяжелого оружия сербских сил территориальной обороны в хранилищах с системой «двойного замка» был сведен на нет после наступления хорватской армии 22 января 1993 года в южном секторе и прилегающих «розовых зонах» (30). Совет Безопасности 25 января в Резолюции № 802 осудил действия хорватских вооруженных сил, но наступление хорватских войск продолжалось: они заняли район Масленицы, аэродром Земуник, а 29 января заняли Перучскую плотину. Перестрелки наблюдались и в других городах — Госпиче, Бенковаце, Оброваце и др. Эти события показали, что «голубые каски» не способны были выполнить функцию разделения враждующих сторон и преградить путь наступлению хорватских войск. Они не только не могли защитить мирное население, но и сами оказались беззащитными, просто расступались перед надвигающейся армией.
Следующим серьезной пробой надежности концепции «голубых касок» было наступление хорватских сил в сентябре того же года в районе анклава Медак. Специальные подразделения хорватской полиции вторглись на охраняемую миротворцами сербскую территорию и захватили три сербские деревни.
В конце 1993 г. вновь осложнилась обстановка в Сербской Краине — Хорватия поставила условия Совету Безопасности: или помочь ей установить власть на всей территории, или вывести «голубые каски», которые служат «щитом для сербского агрессора». Хорватское правительство все активнее предпринимало меры, призванные подчеркнуть его намерение воссоединить охраняемые ООН зоны с Хорватией — открыло аэропорт в Земунике, Масленицкий мост, за которым не последовал отход армии на прежние позиции. Все это усиливало враждебность и недоверие сербского руководства к СООНО, чувство неуверенности в своей безопасности.
Соглашение о прекращении огня от 29 марта 1994 г., заключенное под эгидой МКБЮ при участии послов США и России в Загребе, положило конец активным боевым действиям между хорватскими правительственными силами и силами сербов Краины. Переговоры по вопросам экономического сотрудничества, длившиеся больше года, закончились подписанием 2 декабря Соглашения о водоснабжении, энергоснабжении, автомобильных дорогах и нефтепроводе (16).
Я. Акаши отмечал в октябре 1994 г., что Силы ООН по поддержанию мира пришли в Хорватию, чтобы оказать помощь ее правительству в реализации соглашения о прекращении огня, которое должно было положить конец жестокому конфликту, унесшему жизни тысяч людей. «Существовали надежды на то, что с подписанием этого соглашения скоро дело дойдет и до политического решения. Мало кто тогда — как в ООН, так и в Хорватии — мог предвидеть, что и за два с половиной года политическое решение достигнуто не будет, а СООНО все еще будет здесь» (2, С. 4). Силы ООН с этого времени активно ориентировались на решение политических проблем.
Резолюция № 947 от 30 сентября 1994 г. продлевала еще на 6 месяцев и расширяла мандат СООНО в Хорватии — под наблюдением Сил должны были проходить восстановление власти «в розовых зонах», соблюдение о договора о прекращении огня, добровольное возвращение беженцев. Однако эти процессы протекали вяло, сводились к созданию комиссий по обмену военнопленными, телами убитых, к разговорам по гуманитарным вопросам. Возвращения беженцев в этот период ожидать не приходилось. Наоборот, под эгидой «голубых касок» продолжался отъезд хорватского населения из РСК и сербского — из Хорватии в РСК.
31 марта 1995 г. по решению Совета Безопасности в рамках общей реформы структуры голубых касок на территории бывшей Югославии и создания трех взаимосвязанных операций по поддержанию мира СООНО в Хорватии был преобразован в Операцию ООН по восстановлению доверия (ОООНВД). Но восстановления доверия не получилось. Не дождавшись положительных для себя результатов деятельности миротворцев, Хорватия решила начать присоединение Западной Славонии и Книнской Краины силой в мае и августе 1995 г. Миссия оказалась не у дел.
В ноябре 1995 г. численный состав миссии включал в себя 6 581 военнослужащих, 194 военных наблюдателя и 296 гражданских полицейских, которые были развернуты в контролируемой сербами Западной и Восточной Славонии, Книнской Краине (8, С. 65). Наблюдатели были также размещены на Превлакском полуострове. Хотя перед ОООНВД ставилась цель наблюдения за осуществлением прежних резолюций и соглашений, актуальными были и новые задачи — помощь (доклады и наблюдения) в осуществлении контроля за пересечением международных границ между Хорватией, Боснией и Герцеговиной, а также между Хорватией и СРЮ; содействие доставке гуманитарной помощи в БиГ через Хорватию; контроль за демилитаризацией Превлаки. Миротворцы должны были стать гарантом территориальной целостности Хорватии.
Деятельность СООНО в Хорватии в итоге не смогла выполнить свою основную задачу — предотвратить вооруженные действия и защитить сербское население от нападения хорватской армии.
Видимо, согласившись с действиями Хорватии, ООН уже 10 августа 1995 г. приняла решение вывести войска СООНО из Хорватии. Небольшое количество голубых касок осталось лишь в секторе «Восток». Интеграцию Восточной Славонии предполагалось осуществить мирным путем. 12 ноября 1995 г. было подписано Основное соглашение о районе Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема. После создания временной администрации ООН на этой территории мандат ОООНВД был прекращен. Миссия СООНО в Боснии и Герцеговине
В мае 1992 г. Б. Бутрос-Гали после некоторого колебания принимает решение «продолжить размещение военных наблюдателей СООНО в Боснии и Герцеговине» в связи с ухудшением ситуации в республике (27, С. 5). Рассматривая положение в БиГ как «трагическое, опасное, ожесточенное и запутанное», он не был уверен, что «голубые каски» смогут принести мир в БиГ. Ведь «развертывание в Сараево штаба СООНО отнюдь не предотвратило возникновение жестокого конфликта в этом городе», — недоумевал он (27, С. 10). Но уже 8 июня 1992 г. из-за обострения ситуации в Боснии и Герцеговине, из-за продолжающихся вооруженных столкновений, из-за договоренностей сторон, что «аэропорт в Сараеве будет вновь открыт в гуманитарных целях исключительно под эгидой Организации Объединенных Наций и с помощью Сил Организации Объединенных Наций по охране», СБ принимает решение о расширении мандата Сил, об увеличении его численности, развертывании военных наблюдателей для взятия под свой контроль аэропорта Сараево и обеспечение его функционирования (36). «СООНО будут обеспечивать непосредственную безопасность аэропорта и его сооружений, управлять работой аэропорта (с использованием, насколько это возможно, его нынешних гражданских служащих), осуществлять контроль за его объектами и организацией, содействовать разгрузке гуманитарных грузов и обеспечивать безопасное передвижение гуманитарной помощи и связанного с ней персонала. Кроме того, СООНО будет контролировать вывод зенитных систем за пределы района досягаемости аэропорта и окрестностей, а также следить за сосредоточением артиллерийских, минометных и ракетных систем класса «земля-земля» в конкретных районах, которые будут согласованы ими» (14, С. 2). Предполагалось, что расходы на расширение миссии СООНО в БиГ составят более 20 млн. долл. США в первые четыре месяца и около трех млн. долл. каждый последующий месяц (14, add. 1, С. 2). Командующий СООНО генерал Л. Маккензи вспоминал, что силы по защите имели в БиГ одну единственную задачу — «открыть сараевский аэродром Бутмир для приема гуманитарной помощи, продуктов питания и медикаментов» (51).
5 июня 1992 г. было подписано соглашение о возобновлении деятельности аэропорта в Сараево. Сербы согласились передать аэропорт, который фактически держали в своих руках, «голубым каскам». Соглашение подписали представители сербской, хорватской и мусульманской сторон. Стороны договорились вывести с позиций, с которых они могут обстреливать аэропорт, всю систему зенитного оружия, артиллерию, минометы, системы ракет «земля-земля», танки и поставить их под контроль СООНО (27, С. 5). Сараево и аэропорт включались в «зону безопасности» под контролем СООНО. 29 июня аэропорт начал работать, принял первый рейс с гуманитарной помощью. 9 июля в аэропорту приземлилось более 100 самолетов из 15 стран, на борту которых находилось более 1000 тонн продовольствия и гуманитарной помощи (29, С. 4).
Последующие резолюции расширяли полномочия миротворцев по доставке гуманитарной помощи в район Сараева и другие районы БиГ, по охране аэропорта, увеличивали их численность. 1 июля 1992 г. началось прибытие французского и канадского батальонов, общая численность сектора «Сараево» составила 1 104 человек. Ожидалось прибытие египетского и украинского батальонов, обслуживающего персонала из Норвегии и Нидерландов (29, С. 3).
Операция по воздушным перевозкам в Сараево, организованная Управлением Верховного комиссара по делам беженцев, явилась наиболее продолжительной операцией такого рода в истории авиации. В ходе операции удалось доставить более 150000 тонн грузов гуманитарной помощи, и это явилось важным средством для удовлетворения материально-технических потребностей СООНО в этом городе. Приведем сопоставимые данные в отношении числа полетов и тонн грузов, доставленных в 1993-1995 гг. (17, С. 7).
Таким образом, из приведенных данных видно, что в 1995 г. значительно уменьшилось число принимаемых грузов и число вылетов вследствие ухудшения обстановки в районе Сараева. Основная угроза безопасности аэропорта, отмечалось в докладе Б. Бутрос-Гали, была связана с частыми обстрелами самолетов, как со стороны сербов («в основном»), так и со стороны мусульман (17, С. 7).
С сентября 1992 г. деятельность СООНО распространилась на всю территорию БиГ. Условно Босния и Герцеговина была разбита на 3 участка — сектор «Сараево», сектор «Юго-Запад» с центром в Горни-Вакуфе, сектор «Юго-Восток» с центром в Тузле. Для увеличения объема поставок гуманитарной помощи на всей территории БиГ в резолюции СБ № 770 и докладе ГС от 10 сентября 1992 г. отмечалась необходимость создания четырех или пяти зон, в которых разместятся подразделения СООНО, обеспечивающие «гуманитарные задачи специального характера». Центрами таких зон должны были стать Баня-Лука, Бихач, Добой, Горажде, Мостар, Тузла и Витез.
Постепенно миротворческая миссия в Боснии и Герцеговине от решения задач гуманитарного характера перешла к решению задач разъединения воюющих сторон. Однако под прикрытием задач миротворчества легализовывалась деятельность Североатлантического альянса, который постепенно расширял свои функции и действовал все увереннее. 9 октября 1992 г. Совет Безопасности в Резолюции № 781 объявил запрет на все военные полеты в воздушном пространстве Боснии и Герцеговины и уполномочил СООНО осуществлять контроль за его соблюдением путем размещения военных наблюдателей на аэродромах, расположенных на территории бывшей Югославии, включая пять аэродромов в Сербии и один в Черногории. Однако в период с октября 1992 г. по март 1993 г. в БиГ имели место около 540 нарушений полетов (15, С. 9). В Резолюции № 816 (31 марта 1993) запрет на действия авиации над Боснией и Герцеговиной был далее распространен на все самолеты и вертолеты, за исключением принадлежавших СООНО и других, совершавших полеты, направленные на поддержку операций ООН. С 12 апреля 1993 г. по просьбе Генерального секретаря полеты в воздушном пространстве Боснии и Герцеговины осуществляли самолеты НАТО. В этот день два американских истребителя, французские самолеты «Мираж-2000» и нидерландские истребители-бомбардировщики Ф-16 начали широкомасштабную операцию НАТО в воздушном пространстве Боснии и Герцеговины. По этому поводу главнокомандующий ОВС НАТО в Европе сказал: «Это исторический момент для НАТО. Впервые силы организации используются в оперативных целях вне зоны ее компетенции» (44, С. 4).
Миротворцы, получая гуманитарную помощь в аэропорту, доставляли ее в районы Боснии и Герцеговины наземным или воздушным транспортом, охраняли автоколонны с гуманитарным грузом. Эта деятельность часто прерывалась на несколько недель из-за блокады дорог одной из сторон, из-за обстрелов аэропорта Сараево и даже из-за вооруженных нападений на автоколонны, из-за ограничения доступа в некоторые районы вследствие наличия заграждений (например, в Горажде, в анклаве Маглай / Тесань) или интенсивности конфликта (восточный Мостар). Все это во многом ослабляло способность международного сообщества эффективно оказывать гуманитарную помощь в условиях безопасности и в соответствии с гуманитарными принципами.
После посещения миссией СБ Боснии и Герцеговины в апреле 1993 г., которая отметила рост гуманитарных проблем и проблем безопасности, в докладе ГС были упомянуты несколько городов, «подвергавшихся постоянным нападениям со стороны сил боснийских сербов» (15, С. 10), Резолюция № 824 (6 мая 1993) объявила создание безопасных районов, включив в них мусульманские города и прилегающие к ним районы — Сараево, Тузлу, Жепу, Горажде, Бихач, Сребреницу. Сербы просили включить в этот список ряд сербских городов, постоянно атакуемых мусульманами, но их просьба даже не рассматривалась. В соответствии с этой резолюцией военным наблюдателям СООНО был представлен мандат на наблюдение за выводом из этих городов всех военных или полувоенных формирований сербов и их отводом от города на безопасное для населения расстояние, а также наблюдение за гуманитарной ситуацией. Резолюция № 836 (3 июня 1993) расширяла мандат СООНО в этих зонах: Силы должны были сдерживать нападение на безопасные районы, наблюдать за прекращением огня, занимать ключевые точки на местности, участвовать в доставке грузов гуманитарной помощи. В реализации этих задач СООНО разрешалось применять силу в порядке ответа «на бомбардировки зон безопасности с любой стороны или на вооруженное нападение на них» (38). Дополнительные силы были также развернуты в Тузле.
Камни не исполняют желаний. Их исполняем мы сами, четко следуя однажды выбранному пути. - майор Кальтер - Свинцовый закат
Приветствую тебя гость! Что-бы иметь более широкий доступ на сайте и скачивать файлы, советуем вам зарегистрироваться, или войти на сайт как пользователь это займет менее двух минут.Авторизация на сайте