Дмитрию Биленкину - писателю и другу - посвящаю. (Владимир Губарев) Людям, кто не в теме, оброс толстой "урбанистической" кожей и не понимает жизни в маленьком городке, думает, что мир "вращается вокруг него" и "это было давно и неправда" - читать ... рекомендуется
Главная » 2018»Октябрь»16 » Силы и средства внутренних войск, привлеченные к действиям по ликвидации аварии на ЧАЭС
11:26
Силы и средства внутренних войск, привлеченные к действиям по ликвидации аварии на ЧАЭС
Первая информация об аварии на Чернобыльской АЭС поступила в Управление внутренних войск МВД СССР по Украинской ССР и Молдавской ССР, (г. Киев) в 3 ч 20 мин 26 апреля 1986 г. Начальником УВВ генерал-лейтенантом Н. Алексой было принято решение направить в район аварии оперативную группу УВВ во главе с генерал-майором И. Смирновым и сводный отряд в составе двух патрульных рот 1го специального моторизованного полка милиции (СМПМ) и взвода химзащиты 290 мсп. Всего 150 человек.
Оперативная группа УВВ прибыла в район станции около 9 ч 00 мин. Находившийся в составе группы начальник химслужбы УВВ полковник Ю. Паненко без промедления приступил к радиационной разведке на территории АЭС, а затем и в ряде кварталов г. Припяти. Полученные в результате разведки данные были доложены Правительственной комиссии.
Прибывший к 12 ч 00 мин 26 апреля сводный отряд УВВ находился в резерве в г. Припяти в непосредственной близости от РОВД. Патрульные роты получили распоряжение заместителя министра внутренних дел УССР подготовиться к несению службы в г. Припяти в связи с предстоящей эвакуацией населения. Указанный отряду район сосредоточения — с. Рудня-Вересня, был занят к 12 ч 00 мин 27 апреля.
В связи с предстоящей эвакуацией г. Припяти возникла необходимость привлечь к выполнению задачи подразделения 290 мсп общей численностью 527 человек. По решению начальника внутренних войск МВД СССР генерала армии И. Яковлева полк был поднят по тревоге, совершил ночной марш и к 7 ч 00 мин 27 апреля прибыл в район с. Рудня-Вересня. Туда же прибыли и 200 военнослужащих 1 смпм.
Правительственная комиссия приняла решение произвести эвакуацию жителей из г. Припяти 27 апреля 1986 г. Для этого было сосредоточено необходимое количество автобусов, задействованы сотни работников милиции и военнослужащих внутренних войск. Было вывезено в предназначенные районы около 50 тыс. человек.
Эвакуация в целом прошла организованно. Хотя некоторые жители не хотели покидать своих квартир. Они прятались, запирали двери. Работникам милиции и военнослужащим стоило немалого труда убедить их покинуть город. Говорили, что это временная мера, а оказалось...
Личный состав 1 смпм и 290 мсп осуществлял пешее патрулирование улиц г. Припяти и охрану 168 домов с 544 подъездами с выделением в одну смену 38 нарядов (80 человек). Смена нарядов производилась через 4 часа. Военнослужащие несли службу в респираторах. Им выдавались противорадиационные препараты.
С 29 апреля патрульная служба в г. Припяти стала выполняться на бронетранспортерах. На каждую из шести машин выделялся личный состав вначале по одному отделению, а затем по четыре человека (старший машины, водитель, дозорный и сотрудник милиции). В начале мая, когда уровень радиации в г. Припяти значительно повысился, было принято решение нести службу не круглые сутки. Патрулирование улиц города стало осуществляться на двух БТР два раза в день по ранее установленным маршрутам.
Между тем обстановка в районе АЭС продолжала оставаться сложной и неопределенной. Предполагалось дальнейшее увеличение объема задач и объема службы. Для их выполнения необходимо было наращивать силы и средства. Поэтому по решению начальника внутренних войск МВД СССР в район Чернобыля был направлен из г. Львова 10 мсп внутренних войск, который к исходу дня 30 апреля прибыл в указанный ему район сосредоточения.
Таким образом, на 1 мая 1986 г. группировка внутренних войск состояла из 1 смпм, 290 мсп, 10 мсп, спецподразделений ряда других частей и насчитывала 1711 человек. Руководила на месте этими силами, координируя действия частей и подразделений, оперативная группа Главного управления внутренних войск (ГУВВ) во главе с генерал-майором Н. Сычевым, прибывшая в Чернобыль 27 апреля 1986 г.
Решением Правительственной комиссии 3 мая началась и на другой день закончилась эвакуация 15 населенных пунктов из 10километровой зоны ЧАЭС. Вывезено в безопасные районы более 9 тыс. человек и около 10 тыс. голов крупного рогатого скота. 4 мая приступили к эвакуации Чернобыля и 33 населенных пунктов, входящих в 30километровую зону с населением около 14 тыс, человек, Чернобыль был эвакуирован в целом организованно и спокойно в течение одного дня.
Сложнее было с жителями сельских населенных пунктов. Работникам милиции, военнослужащим приходилось нередко настойчиво убеждать селян покинуть родные места, разъяснять опасность радиоактивного заражения местности для здоровья и даже жизни людей. Эвакуация населения из 30километровой зоны была завершена 7 мая. Было также вывезено 75,5 тыс. голов крупного рогатого скота, тысячи голов лошадей, овец, свиней.
Продолжая обеспечивать надежную охрану АЭС, внутренние войска приступили с 4 мая 1986 г. к охране во взаимодействии с органами внутренних дел зоны отчуждения (периметр 196 км) и 30километровой зоны (периметр — 245 км).
В связи с возросшим объемом задач и объемом службы в район Чернобыля были передислоцированы 510 омсб и несколько отдельных специальных моторизованных батальонов милиции (ОСМБМ) войск Украинской ССР и Молдавской ССР. Охрана северного участка (белорусского) 30километровой зоны была возложена на Минскую конвойную дивизию (командир — полковник А. Куликов, ныне Заместитель Председателя Правительства России — Министр внутренних дел РФ, генерал армии).
Внутренним войскам, как и другим силам и средствам, действующим в районе аварии на Чернобыльской АЭС, впервые пришлось выполнять задачи в такого рода экстремальной обстановке. Это потребовало принятия неординарных решений и проведения в сжатые сроки большого объема мероприятий по перевозке войск, размещению их в районах служебно-боевого применения, организации службы. Предстоял огромный объем работ по инженерно-техническому оборудованию рубежей охраны, всестороннему материально-техническому обеспечению, проведению мероприятий по радиационной безопасности, защите здоровья военнослужащих, их морально-психологической подготовке.
Учитывая сложность обстановки, привлечение к действиям в зоне АЭС многих частей внутренних войск, руководство их служебно-боевой деятельностью осуществлялось оперативной группой ГУВВ, а для непосредственного управления и всестороннего обеспечения частей и подразделений были созданы оперативные группы УВВ по УССР и МССР и Минской конвойной дивизии.
С 10 по 14 мая 1986 г. в районе ликвидации последствий аварии я работал вместе с заместителем Министра внутренних дел СССР, генерал-лейтенантом внутренней службы В. Трушиным. Мы на месте изучили обстановку, определили конкретные задачи органов внутренних дел и внутренних войск по наиболее целесообразному выполнению решений Правительственной комиссии и приказа Министра внутренних дел от 29 апреля 1986 г.
Руководителям оперативных групп, командирам воинских частей нами оперативно были уточнены зоны, секторы и участки ответственности, способы несения службы внутри зоны и по ее периметру, плотность инженерно-технического оборудования рубежей, порядок взаимодействия с местными органами власти, штабами Гражданской обороны и частями Советской Армии.
Для обеспечения устойчивого управления силами и средствами внутренних войск в распоряжение оперативных групп МВД СССР и ГУВВ на временные командные пункты была направлена часть личного состава и техники Центрального узла связи ГУВВ, включая радиостанции большой и средней мощности. Для всех оперативных групп была определена единая система доклада решений и распоряжений по каналам скрытого управления войсками (СУВ).
С целью всестороннего обеспечения сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск была осуществлена доставка с центральных складов и баз МВД в район аварии различных материально-технических средств автотранспортом дивизии им. Ф. Дзержинского, для чего использовалось свыше 50 автомобилей.
Охрана и прикрытие рубежей зоны отчуждения и 30-километровой зоны на первых порах осуществлялись выставлением заслонов, КПП, наблюдательных постов, дозорными и патрульными нарядами — пешими, на автомобилях и БТР. Важной задачей было оказание помощи органам внутренних дел в поддержании установленного режима в эвакуированных населенных пунктах, исключение случаев краж, разграблений оставленного имущества и материальных ценностей, бесчинств со стороны преступных элементов.
Выполняя задачи по охране АЭС, общественного порядка в режимных зонах, пресекая попытки проникновения в них правонарушителей и мародеров, личный состав войск приступил к выполнению колоссального объема работ по инженерно-техническому оборудованию рубежей охраны, строительству караульных помещений, военных городков и других объектов.
Ограждение периметра 30километровой зоны осуществлялось инженерно-саперными подразделениями частей войск Украины, отдельным саперным батальоном дивизии им, Ф. Дзержинского и личным составом подразделений, охранявших этот рубеж. Солдаты, сержанты и офицеры трудились самоотверженно, работая буквально от зари до зари.
На территории УССР возводился проволочный забор в 3—5 нитей колючей проволоки на деревянных опорах. Заготовка столбов производилась в основном на месте, на участках, определенных по согласованию с местными органами власти и лесничеством. В некоторых районах круглый лес и другие лесоматериалы получали с местных складов и баз. О темпе работ говорит то, что только за первые 10—12 дней было установлено 103 км забора. Огражденные участки блокировались сигнальными приборами «Алмаз». Устанавливались ограждения и вокруг некоторых населенных пунктов, расположенных за пределами 30километровой зоны. Так, вокруг пос. Варовичи за двое суток построили 12 км забора, установили 6 комплектов прибора «Алмаз».
На белорусском участке зоны, где населенных пунктов было меньше, проволочный забор не устанавливался. Рубеж охраны был обозначен полосой вспаханной земли — своего рода неширокой КСП.
Для защиты личного состава от радиоактивного облучения на этом участке сооружались блиндажи, так как уровень радиации был здесь выше, чем на украинском. Здесь же для защиты войсковых нарядов от радиоактивного заражения, их отдыха и приема ими пищи оборудовались закрытые щели.
Во многих местах дороги и проселки, ведущие в зону, перекрывались рвами шириной до 1,5 м и глубиной 1,0—1,5 м с односторонним бруствером высотой 70—80 см. Вдоль всего рубежа были установлены таблицы и указатели, запрещающие проезд транспорта и проход людей. Для увеличения обзора в местах несения службы и по маршрутам движения войсковых нарядов установлены наблюдательные вышки.
Рубеж зоны отчуждения, где уровни радиации были более высокими, периметром 196 км было решено перекрыть капитальным ограждением. 11 июня 1986 г. Председателем Правительственной комиссии был утвержден график работ, определены их объемы, конкретные исполнители и сроки выполнения, которые были весьма жесткими. Предстояло построить сигнально-заградительную систему «Скала», в состав которой входила линейная часть, станционная аппаратура, линейные блоки, средства электропитания и телефонной связи, соединительные линии и вспомогательное оборудование.
Линейная часть системы представляла собой забор из 20 нитей колючей проволоки высотой 2,1 м, установленный на деревянных опорах. Срок строительства забора, прокладки грунтовой дороги, сооружения мостов был определен к 1 июля, сдача в эксплуатацию сигнализационной системы «Скала» — к 1 августа 1986 г.
В сооружении ограждения были задействованы 7292 военнослужащих мотострелковой дивизии Советской Армии, 319 военнослужащих внутренних войск, 750 единиц инженерно-строительной техники. Техническое руководство и контроль за качеством строительства осуществлялись представителями внутренних войск, Минсредмаша и Главного управления погранвойск.
Для оказания помощи офицерам мотострелковой дивизии в организации работ в штаб дивизии, в каждый полк, батальон и роту были направлены специалисты инженерной службы и инженерно-технических средств охраны внутренних войск. Координировал их деятельность заместитель начальника штаба внутренних войск генерал-майор Н. Андрианов.
За короткое время по периметру зоны отчуждения было установлено 65 268 деревянных опор, 16 технологических ворот, 6 мостов, 12 водопропускных труб, проложено 218 км грунтовых дорог и подъездных путей. Для создания системы связи в звене караул — рота — батальон уложено 346 км полевого кабеля.
Успеху способствовала обстоятельная подготовка офицеров — организаторов работ, трудовой энтузиазм и широкая инициатива всего личного состава, участвующего в строительстве ограждения, организация круглосуточных разгрузочных работ на железнодорожных станциях, своевременная и бесперебойная доставка материалов на рабочие участки, тесное деловое взаимодействие с местными органами власти, с учреждениями и организациями различных ведомств. Все это позволило выполнить правительственное задание в срок.
Так же своевременно были завершены работы по монтажу и наладке сигнализационной системы «Скала».
1 августа 1986 г. подразделения внутренних войск приступили к охране рубежа по границе зоны отчуждения с применением сигнально-заградительной системы «Скала».
Для технического обслуживания системы подразделения были укомплектованы младшими специалистами ИТСО. С ними проведены учебно-методические сборы. Была разработана служебная документация, определяющая порядок действий караула по сигналам системы, проверки ее работоспособности и технического обслуживания. Проведен также ряд организационно-технических мероприятий, направленных на повышение надежности и устойчивости работы системы в целом.
Охрана зоны отчуждения осуществлялась двумя специальными батальонами, общей численностью 820 человек. Один батальон шестиротного состава дислоцировался на территории УССР, другой батальон (4 роты) на территории Белоруссии.
Каждой роте был определен участок охраны до 24 км. Службу на участке нес караул в составе 11 человек. Начальник караула —1; помощник начальника караула — 2; оператор ТСО — 3; водитель — 2; караульный — 3 (химик-разведчик — 2, стрелок — 1). Караул выполнял задачу способом оперативного дежурства, имея в своем составе для действий по тревоге две резервные группы по 4 человека каждая (помначкараула — 1; водитель — 1; караульный оператор — 1; химик-разведчик — 1).
Пропускной режим на периметре зоны осуществлялся работниками милиции на 11 КПП (автодорожных — 7, железнодорожных— 2, на реке Припять — 2).
Ротные военные городки и караульные помещения размещены были на участках местности с наименьшими уровнями радиации: роты на удалении до 21 км (вблизи населенных пунктов), караулы — до 3 км (вне пунктов) от линии охраны.
Надежность охраны участка караула обеспечивалась следующим образом. При попытке проникновения нарушителя в охраняемую зону и срабатывании сигнализации от караула высылалась резервная группа. Выдвижение ее к месту нарушения производилось на БТР, БРДМ или автомобиле.
В случае одновременного или последовательного срабатывания сигнализации на флангах участка высылались две резервные группы, а в караульном помещении оставались три человека — начальник караула или один из его помощников, оператор ТСО и караульный.
Для периодического осмотра сигнально-заградительной системы, прилегающей местности, запретных знаков, устранения выявленных нарушений в работе системы, воспрещения попыток преодоления линии охраны с использованием различных ухищрений, контроля за передвижением людей и транспортных средств в районе несения службы от караула по графику, утвержденному командиром роты, высылалась одна из резервных групп (не менее четырех раз в сутки).
В случае обнаружения нарушителя или группы нарушителей, пытавшихся проникнуть в зону отчуждения, а такое случалось нередко, личный состав резервной группы задерживал их и передавал на ближайший КПП работникам милиции под расписку, которая сдавалась вместе с постовой ведомостью в роту. При обнаружении следов или признаков прохода нарушителя, в том числе с применением ухищрений (подкоп под проволочный забор, использование лестниц, веревок и т. п.), а такие случаи бывали, старший резервной группы докладывал о случившемся в караульное помещение, выставлял охрану в месте нарушения и по решению командира роты самостоятельно или совместно с работниками милиции производил поиск нарушителя по направлению его вероятного движения путем осмотра ближайших населенных пунктов и других объектов, расположенных внутри зоны.
Командир роты, получив доклад о проходе нарушителя, оповещал об этом ближайший орган внутренних дел или наряд милиции, докладывал командиру батальона и принимал с резервом роты участие в розыске.
Таким образом, приведенный выше состав караула, организация службы при наличии двух резервных групп обеспечивали надежную охрану участка, позволяли вести поиск внутри зоны, не ослабляя при этом охраны всего участка. Имелась возможность поддерживать в исправном состоянии ИТСО, обеспечивать нормальную служебную нагрузку и отдых личного состава, исключить получение военнослужащими доз облучения выше допустимых норм.
К охране 30километровой зоны части и подразделения внутренних войск приступили 4 мая 1986 г. На территории Украины эту задачу выполняли 10, 290 мсп, 510 омсб и несколько отдельных специальных моторизованных батальонов милиции. Белорусский участок охраняли подразделения 362 мсп и 38 оембм, Минской кд. Охрана рубежа осуществлялась главным образом заслонами (от которых вскоре отказались), дозорами, патрульными нарядами, наблюдательными постами.
В связи с большой моральной и физической нагрузкой на военнослужащих и получением отдельными из них предельно допустимых доз облучения мною было принято решение Заменить части войск Украины и Молдавии и Минской кд. С разрешения союзного правительства и по согласованию с Генеральным штабом Вооруженных Сил СССР было принято решение об отмобилизовании по одному мотострелковому батальону в Прикарпатском, Киевском и Белорусском военных округах и включении их в состав 10, 290 и 362 мсп. Таким образом, внутренние войска получили 1 тыс. человек личного состава, призванного из запаса на срок 6 месяцев.
Отмобилизование этих батальонов было произведено с 29 мая по 6 июня. Командирами батальонов, их заместителями и командирами рот были назначены кадровые офицеры войск. С личным составом были организованы занятия по подготовке к несению службы на рубеже 30километровой зоны, проведено боевое слаживание подразделений. По прибытии на места были приняты меры по благоустройству палаточных городков, столовых, наведению должного воинского порядка. Все военнообязанные запаса в основном с чувством высокой ответственности отнеслись к выполнению возложенных на них обязанностей. Этому в значительной степени способствовало то, что примерно каждый пятый из них проходил срочную службу во внутренних войсках.
Производилась замена и личного состава подразделений по охране АЭС. Для смены 1й спецкомендатуры формировались подразделения из военнослужащих других спецкомендатур, мотострелковых и специальных частей, которые имели допуски контрольных органов и опыт несения службы на постах с контрольно-пропускными функциями. Отбор осуществлялся по принципу добровольности. За период с 26 апреля по 10 сентября 1986 г. сменился личный состав семи подразделений, привлекавшихся к охране станции. При этом неоднократно менялась система охраны АЭС. По состоянию на 1 октября 1986 г. для ее охраны выставлялись 17 постов, а состав караула был определен в 65 человек.
Охрана рубежа 30километровой зоны была организована следующим образом. Для обеспечения четкого управления силами и средствами и надежного прикрытия рубежа весь 245километровый периметр зоны был разделен на четыре сектора. Три на территории Украины протяженностью 48, 40 и 47 км были, как уже отмечалось, оборудованы проволочным забором в пять нитей и сигнальными приборами «Алмаз». Белорусский сектор протяженностью 110 км имел по периметру лишь неширокую вспаханную полосу. В свою очередь, каждый сектор разбивался на несколько участков. Охрана участка поручалась караулу от подразделения войск, а служба на КПП выполнялась работниками милиции. Основными видами войсковых нарядов, выставляемых от караулов1, были дозоры и посты наблюдения.
В зависимости от оборудования периметра сектора инженерно-техническими средствами строилась и система охраны.
Так, сектор2 протяженностью периметра 40 км был разделен на три участка, каждый из которых прикрывал один караул. На двух КПП службу несли работники милиции. Караул № 5 (18 человек) выставлял два парных пеших дозора и два поста наблюдения. Караул № 6 (14 человек) — один дозор на БТР и два поста наблюдения. Караул № 7 (24 человека) — четыре парных пеших дозора и один дозор на БТР. Смена караулов производилась ежесуточно. На службу заступала рота. В секторе на службе было задействовано 56 военнослужащих и 44 работника милиции.
Система охраны сектора4 (110 км, 8 участков) на территории БССР строилась несколько иначе. Подразделения войск (4 роты) совместно с милицией наряжали 8 караулов и наряды на 5 КПП. От караулов выставлялось 44 парных дозора (войсковых) и 22 наблюдательных поста, которые в ночное время переходили на патрулирование. От милиции службу несли 12 пеших парных патрулей и 18 патрулей на автомобилях. Смена караулов производилась через сутки. Всего в секторе на службе ежесуточно было задействовано 206 военнослужащих и 130 работников милиции.
В последующем в связи с завершением строительства «саркофага» вокруг разрушенного взрывом четвертого энергоблока и некоторым снижением уровня радиоактивного заражения местности система охраны рубежей зоны отчуждения и 30километровой зоны претерпевала изменения, менялся и состав привлекаемых для службы сил и средств.
В июне 1987 г. в соответствии с приказом МВД СССР на базе войсковой комендатуры по охране ЧАЭС, двух батальонов по охране зоны отчуждения и трех батальонов по охране 30километровой зоны была сформирована специальная часть, 17й полк внутренних войск, с подчинением УВВ по УССР и МССР. Полк в составе шести батальонов и подразделений обеспечения приступил к несению боевой службы с 1 июля 1987 г.
1-му батальону была поручена охрана атомной электростанции. Рубеж зоны отчуждения охраняли 2й и 3й батальоны. Они выставляли 10 караулов, которые несли службу способом оперативного дежурства. Сигнально-заградительная система «Скала» работала устойчиво. Личный состав нес службу бдительно. Только в июле месяце было задержано 10 человек, пытавшихся преодолеть линию охраны.
На периметре 30километровой зоны несли службу 4, 5 и 6й батальоны, которые выставляли в общей сложности 16 караулов. За июль было предотвращено более 20 попыток проникновения посторонних лиц в зону. Задержано 27 человек. Постоянно меняющаяся обстановка в зоне АЭС, большой объем службы, и особенно работ по инженерному оборудованию рубежей охраны, которые требовалось провести в крайне сжатые сроки, необходимость маневра силами и средствами, организация защиты личного состава от радиационного поражения, медицинского и материально-технического обеспечения требовали четкого и непрерывного управления войсками.
Начальник внутренних войск и штаб войск (начальник — генерал-лейтенант Ф. Бубенчиков) ежедневно анализировали обстановку и принимали решение на каждые сутки по вопросам: радиационная обстановка (у реактора, на КПП, в караульном помещении, в г. Чернобыль, на рубеже зоны отчуждения и 30километровой зоны, в районах сосредоточения частей); дозы облучения, полученные личным составом, организация боевой службы и расход сил и средств на нее; морально-психологическое состояние личного состава; состояние резервов; тыловое обеспечение и др. Сбором и обобщением данных, необходимых для принятия решений, занималась оперативная группа ГУВВ, в которую входило 10—12 офицеров Главка.
Непосредственно в районе станции управление частями войск осуществляли оперативные группы ГУВВ, УВВ по Украинской ССР и Молдавской ССР, Минской кд. Оперативные группы ГУВВ возглавлялись заместителями начальника внутренних войск, начальниками управлений войскового главка: генерал-лейтенантами Ф. Бубенчиковым, В. Дубиняком, Н. Кру пиным, О. Сергеевым, Д. Наливалкиным, генерал-майорами Б. Смысловым, Н. Сычевым, В. Григорьевым, А. Веревкиным, Н. Надолько.
Начальники оперативных групп регулярно присутствовали на заседаниях Правительственной комиссии, докладывали о положении дел в частях войск, ставили на ее рассмотрение вопросы и проблемы, от решения которых зависели оборудование рубежей 30километровой зоны и зоны отчуждения и их надежная охрана, всестороннее материально-техническое обеспечение войск. Оперативные группы состояли из хорошо подготовленных, опытных, активных и требовательных офицеров. Они в деталях владели радиационной, оперативной обстановкой, умело осуществляли взаимодействие сил, оказывали действенную практическую помощь командирам и штабам частей в организации службы и работ, воспитательной работе с личным составом, обеспечении его всем необходимым для успешного выполнения поставленных задач.
Самоотверженно трудился начальник штаба одной из оперативных групп полковник В. Брыкалов, участник войны в Афганистане, получивший там контузию в одной из боевых операций. Активно он действовал и в Чернобыле. Помогая командирам и штабам частей в налаживании службы и быта личного состава, он буквально вдоль и поперек исколесил чернобыльские зоны. И, видимо, это не прошло бесследно. Владимир Брыкалов безвременно ушел из жизни.
Большую и полезную работу проводил офицер оперативной группы полковник Ю. Майстренко. 17-летним пареньком в августе 1943 г. он вступил в борьбу с фашистскими захватчиками. Овладев снайперским мастерством, он уничтожил 15 гитлеровцев, был удостоен ордена Славы. Пофронтовому действовал он и в Чернобыле. Большую часть рабочего дня проводил в частях и подразделениях, помогал командирам, воодушевлял солдат и офицеров на самоотверженное выполнение воинского долга.
Как уже отмечалось, руководителем оперативной группы был одно время генерал-майор А. Веревкин. Обладая большим опытом командно-штабной работы, он умело направлял усилия офицеров группы, а также оперативных групп УВВ по УССР и МССР и Минской конвойной дивизии. Интересен боевой путь этого человека. 16летним юношей он партизанил в 1943 г. в лесах Белоруссии. В 1944 г. был призван во внутренние войска и служил солдатом в 12м полку 7 мед, громившей захватчиков на территории родной Белоруссии. После войны окончил Саратовское военное училище МВД, затем Военный факультет Высшей школы КГБ. Прошел все ступени командирской лестницы — от взводного до командира дивизии и заместителя начальника Управления боевой подготовки Главного управления внутренних войск.
После Чернобыля А. Веревкин принимал непосредственное участие в ликвидации кровавых конфликтов на межнациональной почве в Закавказском регионе бывшего СССР. В 1988 г. был начальником оперативной группы ГУКВВ в Нагорном Карабахе. Его боевые заслуги перед Отечеством отмечены орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» всех трех степеней, многими медалями.
Генерал-майор в отставке А. Веревкин — единственный в истории внутренних войск полный кавалер ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР».
Можно было бы многое рассказать и о других офицерах оперативных групп, при непосредственном активном участии которых были осуществлены важные первоначальные мероприятия по организации охраны АЭС, созданию охранных рубежей вокруг станции, отлажены вопросы взаимодействия и установлены деловые контакты со многими министерствами и ведомствами, проведена огромная организаторская работа по заготовке, перевозке, доставке на рубежи различных материалов и строительству сигнально-заградительной системы «Скала», возведению военных городков, дальнейшему совершенствованию охраны АЭС.
Вопросы участия войск в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС регулярно рассматривались на Военном совете внутренних войск, оперативных совещаниях в Управлении внутренних войск Украины и Молдавии, Минской кд.
Так, 23 сентября 1986 г. Военный совет обсудил вопрос «О ходе выполнения задач, возложенных на внутренние войска МВД СССР по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, и мерах по подготовке к несению службы в этом районе в осенне-зимний период». Принятое постановление обязывало штаб войск, управления, отделы и службы главка принять исчерпывающие меры по обеспечению надежной охраны АЭС и рубежей, организации смены подразделений и частей, укреплению дисциплины и воинского порядка, созданию нормальных условий для несения службы, жизни и быта личного состава.
16 марта 1987 г. на Военном совете войск был рассмотрен вопрос «О мероприятиях в связи с переходом к несению службы в районе Чернобыльской АЭС в весенне-летний период и возможным осложнением паводковой обстановки». Были одобрены предложенные меры по обеспечению служебно-боевой деятельности войск в районе ЧАЭС в случае осложнения паводковой обстановки и в связи с переходом на весенне-летний период несения службы. Ими, в частности, предусматривалось:
—ведение систематической разведки и наблюдения за паводком на р. Припять и других реках;
—выделение дополнительной инженерно-дорожной техники, в том числе и плавающей, для поддержания в рабочем состоянии дорог и подъездных путей и эвакуации личного состава в случае необходимости;
—заготовка дополнительных материалов для ремонта ограждений дорог;
—поддержание постоянного взаимодействия с органами внутренних дел с целью своевременного выявления возможных последствий паводка и необходимости изменения системы охраны.
Решением Военного совета была создана группа офицеров ГУВВ во главе с первым заместителем начальника штаба войск генерал-майором В. Григорьевым для проведения противопаводковых мероприятий в районах несения службы частями внутренних войск. Принятые меры позволили ослабить вредные последствия паводка.
Обеспечить непрерывное и четкое управление войсками в такой сложной обстановке, которая сложилась вследствие аварии на ЧАЭС, было бы невозможно без поддержания надежной и устойчивой связи. С этой непростой задачей успешно справились войсковые связисты.
В организацию связи во всех звеньях, ее устойчивую работу много сил вложили офицеры-связисты Ю. Борисевич, Б. Гоголев, В. Зайцев, В. Паламарчук и другие во главе с начальником отдела связи войск генерал-майором В. Боцманом.
Связь всех пунктов управления, частей и подразделений обеспечивалась через стационарные узлы связи ГУВВ (Москва) и УВВ (Киев), силами и средствами отдельного батальона связи и частью сил и техники Центрального узла связи ГУВВ, штатными подразделениями связи войсковых частей.
С прибытием в Чернобыль оперативной группы ГУВВ МВД СССР был организован узел связи в составе П238, Р142, П194м, электропитающей станции и организована связь со всеми существовавшими пунктами управления.
Связь оперативной группы со всеми пунктами управления была установлена следующим образом:
—с ГУВВ (Москва) и УВВ (Киев) — закрытая телеграфная связь с использованием аппаратной П238 т, радиостанций Р 140 или арендованного прямого проводного канала, уплотненного аппаратурой П327, телефонная — по второму прямому арендованному проводному каналу;
—с УВВ и пунктами управления частей — закрытая радиотелефонная связь с использованием радиостанций Р130, а с пунктами управления частей, кроме того,— Р111 и по проводным полевым кабелям связи.
С началом строительства ограждения по периметру 30километровой зоны была создана специальная радиосеть на радиостанциях Р130 и Р111, установленных на шести командноштабных машинах (КШМ). В этой радиосети передавалась информация о радиационной обстановке и в ходе строительства. Для организации постовой связи по периметру 30километровой зоны был проложен полевой телефонный кабель П274 и в каждом войсковом наряде установлен телефонный аппарат ТА57 (ТАИ43).
Для организации взаимодействия и связи с частями Советской Армии, возводившими проволочный забор системы «Скала» вокруг зоны отчуждения, им были приданы восемь КШМ внутренних войск с экипажами.
Связь с органами внутренних дел, действовавшими в районе ЧАЭС, осуществлялась на радиостанциях типа «Виола», установленных в каждом подразделении, также по телефону.
Конечно, были и определенные недостатки в работе органов управления, командиров, штабов. Имела место нераспорядительность некоторых руководителей подразделений и служб. Порой не хватало четкости во взаимодействии с органами и нарядами милиции. Допускались ошибки в определении уровней радиоактивного заражения участков местности, вследствие чего приходилось переносить места расположения подразделений. На строительстве инженерно-технических сооружений на первых порах ощущался недостаток шанцевого инструмента — лопат, поперечных пил, топоров. Были перебои в доставке к местам работ колючей проволоки, столбов, и тогда, как говорили солдаты, им приходилось идти в лес «по дрова».
Но эти частные недочеты не оказали серьезного отрицательного влияния на выполнение частями и подразделениями войск задач по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, не умаляют значения накопленного в этом деле опыта.
Опыт управления войсками, накопленный ГУВВ, командирами и штабами в ходе Чернобыльской эпопеи, пригодился весьма скоро — в 1988 г., когда внутренние войска приступили к выполнению широкомасштабных задач по ликвидации кровавых конфликтов на межнациональной почве в Закавказье, Средней Азии, Приднестровье и других регионах бывшего СССР.
Непосредственное руководство войсковыми группировками осуществляли начальник внутренних войск (назначен на эту должность в декабре 1986 г.) генерал-полковник Ю. Шаталин, генералы В. Дубиняк, А. Веревкин, Г. Малюшкин, Е. Нечаев и другие.
Чернобыльская «школа» помогала уверенно руководить подчиненными командиру полка полковнику М. Гришанкову, офицерам частей и подразделений В. Закускину, С. Степанову, Ю. Радионову1, Н. Кобе, Ю. Мойкину и многим-многим другим.
Приветствую тебя гость! Что-бы иметь более широкий доступ на сайте и скачивать файлы, советуем вам зарегистрироваться, или войти на сайт как пользователь это займет менее двух минут.Авторизация на сайте